Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены основные результаты исследования особенностей профессиональной идентичности и степени выраженности профессиональной готовности у современных старшеклассников. Исследование проводилось в одной из школ г. Москвы, в нем приняли участие учащиеся 10-х классов в количестве 70 человек (26 юношей и 44 девушки). Результаты исследования позволили сделать выводы о связи между выраженностью компонентов профессиональной готовности и статусом профессиональной идентичности у современных старшеклассников. По факту проведенного исследования также отмечена актуальность и необходимость психолого-педагогического сопровождения в школах как значимой задачи развития психологической готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению. Полученные результаты могут быть использованы педагогами при коррекционной работе, педагогами-психологами в работе с подростками и в дальнейших социальных, педагогических и психологических исследованиях, направленных на профессиональное самоопределение старшеклассников.

Ключевые слова:
социальное исследование, педагогическое исследование, психолого педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение, профессиональ ный выбор, статус профессиональной идентичности, старшеклассник, подросток, подро стковый возраст, профессиональная готовность
Список литературы

1. Азбель А. А. Особенности формирования ста тусов профессиональной идентичности стар шеклассников: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2004. 20 с. EDN: https://elibrary.ru/NIABTD.

2. Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровож дение школьников: учеб. пособие для студен тов высш. пед. учеб. заведений. М.: Акаде мия, 2002. 206, [2] c.

3. Анищенко С. А. Особенности профессиональ ной и гендерной идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте: авто реф. дис. … канд. психол. наук. М., 2006. 27 с.

4. Божович Л. И. Этапы формирования лично сти в онтогенезе // Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд., стер. М.; Воро неж, 2007. (I): 193—212. (II): 213—227. (III): 228—244.

5. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего под ростка // Мир психологии и психология в мире. 1995. № 3. С. 21—28.

6. Голомшток А. Е. Выбoр прoфессии и вoс питание личнoсти шкoльника: Воспитатель ная концепция профессиональной ориента ции. М.: Педагогика, 1979. 160 с.

7. Егоренко Т. А. Методы активизации профес сионального самоопределения личности на этапе допрофессионального развития: опыт зарубежных стран // Современная зарубеж ная психология. 2022. Т. 11. № 3. С. 61—70. https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110306 EDN: https://elibrary.ru/EUWZQT.

8. Егоренко Т. А. Формирование профессиональ ной перспективы личности старшеклассника на этапе его допрофессионального развития // Инновации в профессиональном и про фессионально-педагогическом образовании: материалы 24-й Международной научно практической конференции (Екатерин бург, 23—24 апр. 2019) / под научн. ред. Е. М. Дорожкина, В. А. Федорова. Екатерин бург: Российский государственный профес сионально-педагогический университет, 2019. С. 306—308. EDN: https://elibrary.ru/SMTRWD.

9. Завалишина Д. Н. Способы идентификации человека с профессией // Психология субъ екта профессиональной деятельности / под ред. А. В. Брушлинского, А. В. Карпова. Ярославль: ДИА-пресс, 2001. С. 104—128.

10. Красникова Ю. В. Профессиональная иден тичность как основной элемент профессио нального воспитания // Материалы IV меж дународной научной конференции «Акту альные вопросы современной педагогики» (Уфа, 20—23 нояб. 2013). Казань: Молодой ученый, 2013. С. 167—169. EDN: https://elibrary.ru/SWKNXD.

11. Кузнецов А. С., [Егоренко Т. А.] Готовность к профессиональному самоопределению старшеклассника в «ситуации неопределен ности» // XIX Всероссийская научно-прак тическая конференция молодых исследо вателей образования «Доказательный подход в сфере образования» (Москва, 22—23 окт. 2020). Тезисы конференции. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 116—118.

12. Массанов А. В. Формирование психологи ческой подготовки готовности старших подростков к профессиональному само определению: дис. ... канд. психол. наук. Киев, 1988. 114 с.

13. Меркулова В. Н. Статусные характеристики профессиональной идентичности старших подростков на ранних стадиях профессио нального определения // Психология в Рос сии и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, нояб. 2013). СПб.: Реноме, 2013. С. 57—63.

14. Павленко В. Н. Представление о соотноше нии социальной и личностной идентично сти в современной западной психологии // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 135—142.

15. Фельдштейн Д. И. Возрастная и педагоги ческая психология: Избранные психологи ческие труды: учебно-методическое посо бие. М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин та, 2002. 432 с. (Б-ка психолога).

16. Чернявская А. П. Психологическое консуль тирование по профессиональной ориента ции. М.: Владос-пресс, 2001. 96 с. EDN: https://elibrary.ru/RWHSLT.

17. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики: учебное пособие. М.: Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та, 2007. 128 с. (Б-ка психолога). EDN: https://elibrary.ru/SWDCQD.

18. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентич ность: теория, эксперимент, тренинг: учеб ное пособие. М.: Изд-во Моск. психолого соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 599 с. (Б-ка психолога). EDN: https://elibrary.ru/QXMAWB.

19. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

20. Ядов В. А. Социальные и социально-психо логические механизмы формирования со циальной идентичности личности // Мир России. Социология. Этнология. 1995. № 3-4. С. 158—181. EDN: https://elibrary.ru/TSKDIW.

Войти или Создать
* Забыли пароль?