аспирант
УДК 811.1/.8 Естественные языки
УДК 004.58 Помощь пользователю
Решаются вопросы оптимального использования цифровых инструментов в лингвообразовательной практике. Автор ориентируется на антропоцентрическую парадигму в понимании, каким главным образовательным запросам должны соответствовать инновационные методы обучения иностранному языку, использует аксиологические смыслы этой парадигмы в разработке компонентного состава лингвообразовательной среды. Сделан обзор подходов современного научного знания, которые оказывают влияние на цели, содержание, методы, приемы и средства обучения иностранному языку в условиях цифровой среды. Утверждается, что компетентность учителя иностранного языка, отвечающая условиям нестабильности и неопределенности, должна включать готовность к проектированию и разработке цифровой среды обучения. Предложена модель обучения с учетом лингвометодического, информационно-лингвообразовательного и психолого-социального компонентов.
цифровая среда, методика обучения иностранному языку, лингводидактика, структура цифровой среды, научная парадигма, учитель иностранного языка
1. Бим И. Л. «Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам». Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. Под ред. А. В. Хуторского. М.: ИНЭК, 2007. 156—163.
2. Бовтенко М. А. Структура и содержание информационно-коммуникационной компетенции преподавателя русского языка как иностранного: дис. … д-ра пед. наук. М., 2005. 482 с. EDN: https://elibrary.ru/NOHAEB.
3. Богомолов А. Н. Виртуальная среда обучения русскому языку как иностранному: лингвокультурологический аспект. М.: МАКС Пресс, 2008. 319 с.
4. Дёрина Н. В. Роль глоссариев в лингво-информационной образовательной среде. Ab ovo… (С самого начала…): сб. науч. тр. Вып. 4. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2019. 14—17. EDN: https://elibrary.ru/QHBNTI.
5. Дунаева Л. А. Дидактическая интегрированная информационная среда для иностранных учащихся гуманитарных специальностей, изучающих русский язык как средство научного общения: дис. … д-ра пед. наук. М., 2006. 380 с. EDN: https://elibrary.ru/NOWRXP.
6. Евдокимова М. Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии (технический вуз, английский язык): автореф. дисс. … д-ра пед. наук. М., 2007. 49 с. EDN: https://elibrary.ru/ZNGAHD.
7. Евдокимова М. Г. «Инновационные векторы развития системы профессионально ориентированного обучения иностранным языкам». Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки 14 (753) (2016): 22—33. EDN: https://elibrary.ru/YMHMWK.
8. Лельчицкий И. Д., Сильченко А. П., Щербакова С. Ю. «Теоретические основы проектирования структуры цифровой образовательной среды». Вестник Тверского государственного университета сер. Педагогика и психология 3 (52) (2020): 249—257. https://doi.org/10.26456/vtpsyped/2020.3.249. EDN: https://elibrary.ru/NBLTUR.
9. Наливалкин А. Ю. «Анализ понятия информационно-образовательной среды». Вестник РМАТ 1 (4) (2012): 101—103. EDN: https://elibrary.ru/QGSCSJ.
10. Сороковых Г. В., Баранова И. Е. «Влияние иноязычной образовательной среды на формирование личности студента как лидера-профессионала». Историческая и социально-образовательная мысль 9.2-1 (2017): 176—181. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-2/1-176-181. EDN: https://elibrary.ru/YLIMKJ.
11. Тарева Е. Г. «Цифровая эпоха и педагогические профессии». Вестник МГПУ сер. Философские науки 3 (27) (2018): 85—90. EDN: https://elibrary.ru/XZOADR.
12. Удалов С. Р., Петрова Н. В. «Модель ИКТ-насыщенной среды обучения иностранному языку на основе социального конструктивизма». Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий 2 (30) (2019): 30—35. EDN: https://elibrary.ru/EBACEW.
13. Юнгина А. Н. «Сущностные характеристики цифровой лингвообразовательной среды». Лингвистика, лингводидактика и переводоведение: настоящее и будущее (ЛЛПНБ-24): материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (Зеленоград, 19 апреля 2024). М.: МИЭТ, 2024. 324—329. EDN: https://elibrary.ru/ISEZEH.
14. Karsenti T., Kozarenko O. M., Skakunova V. A. “Digital Technologies in Teaching and Learning Foreign Languages: Pedagogical Strategies and Teachers’ Professional Competence”. Education and Self-Development 15.3 (2020): 76—88. https://doi.org/10.26907/esd15.3.07