ОБУЧЕНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ ПО-ЯПОНСКИ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлен анализ значимых для обучения японскому языку понятий «японский речевой этикет», «вежливость в японской лингвокультуре», «обучение вежливому стилю» в их интерпретации различными учеными: лингвистами, культурологами, востоковедами. Утверждается, что исследование данных феноменов в их толковании учеными позволит определить те подходы, которые могут быть положены в основу совершенствования обучения вежливому стилю вербального и невербального японского поведения студентов языкового вуза, изучающих японский язык в профессиональных целях.

Ключевые слова:
японский язык, вежливый стиль, кэйго, обучение вежливости / вежливому стилю общения, лингвокультурологический подход
Список литературы

1. Алпатов В. М. Категории вежливости в современном японском. Изд. 6-е, стер. М.: URSS, 2022. 152 с. Языки народов мира.

2. Заболотнова М. В. Специфика реализации гендерного фактора при переводе с японского языка (морфосинтаксический уровень): автореф. дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2007. 26 с. EDN: https://elibrary.ru/ZNFAND.

3. Клименко О. К. «Категория вежливости и речевой этикет в русском языке». Русский язык в современном обществе (Функциональные и статусные характеристики): сб. обзоров. Отв. ред.: Е. О. Опарина, Е. А. Казак. М.: ИНИОН РАН, 2005. 85—101. EDN: https://elibrary.ru/NDRTIJ.

4. Крнета Н. Д. Мужская и женская речь в современном японском языке: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2003. 23 с. EDN: https://elibrary.ru/NHIVMX.

5. Максименко Н. Л. Обучение выступлению как виду подготовленной монологической речи студентов языкового вуза (японский язык, начальный этап): дис. … канд. пед. наук. М.: Российская академия образования, 2009. Петропавловск-Камчатский, 2009. 239 с. EDN: https://elibrary.ru/QEJNBL.

6. Мызникова В. В. Сравнительный анализ гонорифических систем в корейском и японском языках: дис. … канд. филол. наук. Санкт-Петербургский государственный университет, 2013. СПб., 2013. 248 с. EDN: https://elibrary.ru/SUYPWF.

7. Раздорский А. И. Национально-культурные особенности коммуникации в японском устном диалоге: дис. … канд. филол. наук. М.: Военный Краснознаменный институт Министерства обороны СССР, 1981. М., 1981. 212 с.

8. Савинова А. В. Семантика и прагматика офисных норм поведения (на материале русской, английской и японской лингвокультур): автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2012. 18 с. EDN: https://elibrary.ru/ZOPRDF.

9. Свинина Н. М. Деловой стиль японского языка в устной форме: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2008. 22 [+ 2] с. EDN: https://elibrary.ru/NKIQLL.

10. Середенко В. М. Факторы организации политического дискурса: коммуникативный и социокультурный аспекты (на материале программных выступлений современных японских политиков): автореф. дис. … канд. филос. наук. М., 2015. 24 [+ 4] с. EDN: https://elibrary.ru/ZPYXQB.

11. Тарева Е. Г. «Межкультурная образовательная идеология в эпоху геополитических трансформаций». Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик: материалы Первой междунар. конф. (Москва, 14—16 апреля 2016 г.). Общ. ред.: Е. Г. Тарева, Л. Г. Викулова. М.: Языки Народов Мира, 2016. 558—562. EDN: https://elibrary.ru/VHBEXY.

12. Тарева Е. Г., Тройникова Е. В. «Культурная идентичность субъекта: векторы информационной трансформации». Язык и культура 64 (2023): 45—64. https://doi.org/10.17223/19996195/64/3. EDN: https://elibrary.ru/PEJBHQ.

13. Фролова Е. Л. Этносоциальные функции имени в традиционной Японии: автореф. дис. … канд. ист. наук. Томск, 2012. 28 с. EDN: https://elibrary.ru/QHWHON.

14. Хронопуло Л. Ю. Императивная семантика и средства ее выражения в современном японском языке: автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2007. 26 с. EDN: https://elibrary.ru/MABWRZ.

15. Shigeko O. Ellipsis in Japanese Discourse: Dissertation submitted in partial satisfaction of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy in Linguistics in the Gradual Division of the University of California, Berkeley. Berkeley: U of California Publ., 1985. v, 228 p.

16. Yasutaka M. “Keigo to Use and to Be Used: Reevaluation of Keigo Learning in Japanese Language Classes”. Journal of Japanese Language Education and Linguistics 6.2 (2022): 142—153. https://doi.org/10.18196/jjlel.v6i2.14874

17. 宮本 克之. 敬語表現教育に関する考察 : 学生の敬語使用と敬語指導の方法を中心に. 全国大学国語教育学会国語科教育研究:大会研究発表要旨集 113 (2007): 131—134. [Миямото К. «Мысли об обучении почтительным выражениям: акцент на использовании учащимися вежливого стиля и методах обучения почтительному языку». Национальная ассоциация преподавания японского языка в университетах Исследования в области преподавания японского языка: Тезисы научных конференций 113 (2007): 131—134.] https://doi.org/10.20555/jtsjs.113.0_131

18. 陶琳, 尹秀美, 西嶋義憲「丁寧さ」・「礼貌」・「공손(恭遜)」: “Politeness” に対する日常的個別概念の日・中・韓比較語彙研究会語 彙研究会 10 (2012): 1—12. [Тао Л., Юн С., Нисидзима Ё. «“Вежливость”, “Учтивость”, “Скромность”: Сравнение бытового понимания концепта “вежливость” в японской, китайской и корейской лингвокультурах». Журнал изучения лексики 10 (2012): 1—12.]

19. 徳間晴美. 日本語学習者の敬語学習への 向き合い方と敬語教育のあり方. 明治学院大学教養教育センター 2019. 21—22. [Токума Х. «Как учащиеся японского языка подходят к изучению правил вежливой речи». Центр гуманитарного образования при Аспирантуре Университета Мэйдзи, 2019. 21—22.]

Войти или Создать
* Забыли пароль?