МИЭТ (редакция журнала ЭСГИ, главный редактор)
г. Москва и Московская область, Россия
сотрудник с 01.01.2014 по настоящее время
г. Москва и Московская область, Россия
УДК 316 Социология
УДК 37.062 Взаимоотношения между учебными заведениями и учащимися (влияние на учащихся, отношение к учебному заведению и т.д.)
Анализируется роль общеобразовательной школы как базисного социального института. Отмечаются существенные черты коллективистской парадигмы российского образования. Педагогическая концепция А. С. Макаренко оценивается с учетом исторического и культурного контекста времени ее появления. Проводится сравнительно-сопоставительный анализ понятий коллективизма и сотворчества. Предлагается рассматривать проблему экзистенциального одиночества и специфику постсоветской академической среды как отдаленные последствия архаизации общественного сознания.
коллективизм, социальная атомизация, советское образование, государственная образовательная система, демократия, межличностное доверие, социальный капитал, автократическая личность, сотворчество
1. Академик Г. И. Будкер: Очерки. Воспоминания / отв. ред. А. Н. Скринский. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. 187 с. (Ученые СССР. Очерки. Воспоминания. Материалы).
2. Верещагина Е. П. Проблемы лидерства в творчестве А. С. Макаренко // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности: материалы VI Междунар. Макаренковских студенч. пед. чтений (г. Екатеринбург, 9 апр. 2009). Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2009. С. 133—136. Доступно: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/9733 (дата обращения: 19.12.2024).
3. Дремина С. А. А. С. Макаренко как основоположник теории коллективистского воспитания // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности: материалы 8-х Всеросс. Макаренковских студенч. пед. чтений (г. Екатеринбург, 7 апр. 2011). Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2011. С. 23—26. Доступно: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10146 (дата обращения: 19.12.2024).
4. Заглодина Т. А. Коллектив как средство воспитания и формирования личности // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности: материалы 8-х Всеросс. Макаренковских студенч. пед. чтений (г. Екатеринбург, 7 апр. 2011). Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2011. С. 26—28. Доступно: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10147 (дата обращения: 19.12.2024).
5. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. 456 с.
6. Илалтдинова Е. Ю. Стереотипизация советской педагогикой идей А. С. Макаренко о коллективе // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности: материалы 8-х Всеросс. Макаренковских студенч. пед. чтений (г. Екатеринбург, 7 апр. 2011). Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2011. С. 16—23. Доступно: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10140 (дата обращения: 19.12.2024).
7. Кораблёва Т. Опыт реконструкции этико-воспитательных задач в коллективах А. С. Макаренко. Колония имени [М.] Горького — 1920—1928 гг. // Народное образование. 2007. № 6 (1369). С. 167—177. EDN: https://elibrary.ru/IAMDAL.
8. Растимешина Т. В., Лункина Ю. В. Необъяснимое и непознанное в зеркале общественного сознания: к дискуссии о качестве советского образования. Ч. 1: Архаический застой как следствие специфики образовательной системы // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 3 (39). С. 197—208. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-3-197-208 EDN: https://elibrary.ru/IKKAZD.
9. Савинцев В. И. Проблема времени в персонализме Н. А. Бердяева: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.03. Калининград, 2006. 17 с. EDN: https://elibrary.ru/NKBCDP.
10. Трифонова Ж. Н. Коллективизм в советской идеологии и в педагогической системе А. С. Макаренко: сравнительно-сопоставительный дискурс // Социальная педагогика. 2019. № 1. С. 125—131. EDN: https://elibrary.ru/UUFKFJ.