НЕОБЪЯСНИМОЕ И НЕПОЗНАННОЕ В ЗЕРКАЛЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ: К ДИСКУССИИ О КАЧЕСТВЕ СОВЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧАСТЬ 2. СОВЕТСКИЙ «КОЛЛЕКТИВИЗМ» КАК ПУТЬ К СОЦИАЛЬНОЙ АТОМИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Анализируется роль общеобразовательной школы как базисного социального института. Отмечаются существенные черты коллективистской парадигмы российского образования. Педагогическая концепция А. С. Макаренко оценивается с учетом исторического и культурного контекста времени ее появления. Проводится сравнительно-сопоставительный анализ понятий коллективизма и сотворчества. Предлагается рассматривать проблему экзистенциального одиночества и специфику постсоветской академической среды как отдаленные последствия архаизации общественного сознания.

Ключевые слова:
коллективизм, социальная атомизация, советское образование, государственная образовательная система, демократия, межличностное доверие, социальный капитал, автократическая личность, сотворчество
Список литературы

1. Академик Г. И. Будкер: Очерки. Воспоминания / отв. ред. А. Н. Скринский. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. 187 с. (Ученые СССР. Очерки. Воспоминания. Материалы).

2. Верещагина Е. П. Проблемы лидерства в творчестве А. С. Макаренко // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности: материалы VI Междунар. Макаренковских студенч. пед. чтений (г. Екатеринбург, 9 апр. 2009). Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2009. С. 133—136. Доступно: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/9733 (дата обращения: 19.12.2024).

3. Дремина С. А. А. С. Макаренко как основоположник теории коллективистского воспитания // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности: материалы 8-х Всеросс. Макаренковских студенч. пед. чтений (г. Екатеринбург, 7 апр. 2011). Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2011. С. 23—26. Доступно: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10146 (дата обращения: 19.12.2024).

4. Заглодина Т. А. Коллектив как средство воспитания и формирования личности // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности: материалы 8-х Всеросс. Макаренковских студенч. пед. чтений (г. Екатеринбург, 7 апр. 2011). Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2011. С. 26—28. Доступно: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10147 (дата обращения: 19.12.2024).

5. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. 456 с.

6. Илалтдинова Е. Ю. Стереотипизация советской педагогикой идей А. С. Макаренко о коллективе // Психолого-педагогическое наследие прошлого в современной социально-педагогической деятельности: материалы 8-х Всеросс. Макаренковских студенч. пед. чтений (г. Екатеринбург, 7 апр. 2011). Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2011. С. 16—23. Доступно: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/10140 (дата обращения: 19.12.2024).

7. Кораблёва Т. Опыт реконструкции этико-воспитательных задач в коллективах А. С. Макаренко. Колония имени [М.] Горького — 1920—1928 гг. // Народное образование. 2007. № 6 (1369). С. 167—177. EDN: https://elibrary.ru/IAMDAL.

8. Растимешина Т. В., Лункина Ю. В. Необъяснимое и непознанное в зеркале общественного сознания: к дискуссии о качестве советского образования. Ч. 1: Архаический застой как следствие специфики образовательной системы // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2023. № 3 (39). С. 197—208. https://doi.org/10.24151/2409-1073-2023-3-197-208 EDN: https://elibrary.ru/IKKAZD.

9. Савинцев В. И. Проблема времени в персонализме Н. А. Бердяева: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.03. Калининград, 2006. 17 с. EDN: https://elibrary.ru/NKBCDP.

10. Трифонова Ж. Н. Коллективизм в советской идеологии и в педагогической системе А. С. Макаренко: сравнительно-сопоставительный дискурс // Социальная педагогика. 2019. № 1. С. 125—131. EDN: https://elibrary.ru/UUFKFJ.

Войти или Создать
* Забыли пароль?