Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проблематизируется статус «эксперимент», который устойчиво используется для характеристики работы Э. В. Ильенкова и А. И. Мещерякова со слепоглухонемыми воспитанниками в Загорском интернате. Критически рассмотрены некоторые аргументы, выдвигаемые оппонентами Ильенкова. Сделана попытка выявить сущность и границы Загорского эксперимента, показать его значение, выходящее за границы дефектологии. Ставится под сомнение адекватность понимания души как неразгадываемой загадки, анализируется специфика ее понимания Ильенковым с материалистических позиций. В заключение обсуждаются вопросы, которые ставят перед теорией коммунистического идеала ее критики.

Ключевые слова:
Загорский эксперимент, Э. В. Ильенков, слепоглухота, мышление, наука, душа
Список литературы

1. Выготский Л. С. Коллектив как фактор развития дефективного ребенка // Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. Т. 5: Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. С. 196—218.

2. Гегель Г. В. Ф. Сочинения: [в 14 т.]. Т. 1: Энциклопедия философских наук. Ч. 1. Логика. М.; Л.: Гос. изд-во, 1930. CIII, 368 с.

3. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. С.Пб.: Наука, 1993. 349 с.

4. Диалоги о/в поле смыслов: к 120-летию со дня рождения Алексея Николаевича Леонтьева / А. Г. Асмолов, Е. В. Битюцкая, Б. С. Братусь и др. // Вестник Московского университета. Сер. 14: Психология. 2023. Т. 46. № 2. С. 5—22. https://doi.org/10.11621/LPJ-23-13 EDN: https://elibrary.ru/YSEQMQ.

5. Дубровский Д. И. Феномен слепоглухоты. Еще раз о Загорском эксперименте (о фактах фальсификации, ее защитниках и об актуализации проблемы) // Философские науки. 2018. № 1. С. 89—117. https://doi.org/10.30727/0235-1188-2018-1-89-117 EDN: https://elibrary.ru/YPNZJO.

6. Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. 285 с.

7. Ильенков Э. В. Диалектика идеального // Логос. 2009. № 1 (69). С. 6—62. EDN: https://elibrary.ru/TJIGYX.

8. Ильенков Э. В. Письмо А. В. Суворову // Философия и культура: [сб.] / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. С. 446—448.

9. Ильенков Э. В. Психология / публ. [с предисл.] А. Г. Новохатько // Вопросы философии. 2009. № 6. С. 92—105. EDN: https://elibrary.ru/KMKLAB.

10. Лобастов Г. В. Ильенков как проблема // Образ Эвальда Ильенкова в воспоминаниях: [сб.] / авт.-сост. Г. Лобастов. М.: Русская панорама, 2024. С. 244—276.

11. Лобастов Г. В. Субъектность как проблема Я. М.: Русская панорама, 2023. 328 с.

12. Лобастов Г. В. Философско-педагогические этюды. М.: Микрон-принт, 2003. 329 с. EDN: https://elibrary.ru/TLZVEJ.

13. Мареева Е. В. «Загорский эксперимент» и проблема врожденных способностей человека // Научные ведомости БелГУ. Сер.: Философия. Социология. Право. 2016. № 10 (231). С. 190—194. EDN: https://elibrary.ru/WJGIOP.

14. Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. М.: Педагогика, 1974. 327 с.

15. Морозов М. Ю. Культура или культивирование. Э. В. Ильенков о противоречиях образовательного процесса // Вестник МГУКИ. 2024. № 2 (118). С. 46—55. https://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-2118-46-55 EDN: https://elibrary.ru/IWKZZR.

16. Пущаев Ю. В. Еще раз о невыученных уроках Загорского эксперимента (ответ А. Д. Майданскому) // Вопросы философии. 2019. № 8. С. 146—157. https://doi.org/10.31857/S004287440006052-2 EDN: https://elibrary.ru/BIOANH.

17. Самарский А. Ю. Проблема идеального: о современном состоянии спора Э. В. Ильенкова с Д. И. Дубровским // Э. В. Ильенков: Идеальное. Мышление. Сознание: материалы XIV Междунар. науч. конф. «Ильенковские чтения — 2012» (Москва, 12-13 апр. 2012) / [под ред. Е. В. Мареевой]. Ч. 2. М.: Изд-во СГУ, 2012. С. 12—21.

18. Суворов А. В. Уроки Загорского эксперимента в контексте тифлосурдопсихологии [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2015. Т. 6. № 2015-1. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2015_1/76169 (дата обращения: 23.11.2024).

19. Siemek M. J. „Nauka“ i „naukowość“ jako ideologiczne kategorie filozofii // Racjonalność. Nauka. Społeczeństwo / red. H. Kozakiewicz, E. Mokrzycki, M. J. Siemek. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1989. S. 255—274.

20. Siemek M. J. Poznanie jako praktyka (Prolegomena do przyszłej epistemologii) // Marksizm w kulturze filozoficznej XX wieku / red. M. J. Siemek. Warszawa: Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1988. S. 9—24.

Войти или Создать
* Забыли пароль?