сотрудник
Россия
Рассмотрены проблемы реализации конституционного принципа равноправия территорий, особенности принятия уполномоченными государственными органами решений о включении отдельных территорий в состав Арктической зоны Российской Федерации. Дана оценка реализации государственной политики в данной сфере, а также ее динамики за последние десятилетия. Отмечен факт отсутствия единства научного и экспертного сообществ в решении вопроса состава и количества критериев, по которым территории относятся к Арктической зоне Российской Федерации. Выделены основные этапы формирования методологических подходов к данной проблеме. Указано на необходимость следовать принципу повсеместной применимости критериев районирования и принципу смысловой однозначности критериев при принятии решений о вхождении новых территорий в состав Арктической зоны Российской Федерации.
Арктическая зона Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, равноправие территорий, федеральные органы, государственное управление, правовое регулирование, критерии районирования
1. Амирханов А. М., Жуков М. А., Охлопков И. М., Поспелов И. Н., Романенков Р. Л., Устинова Т. В. «Совершенствование текущей конфигурации Арктической зоны Российской Федерации с учетом международного экологического сотрудничества в рамках Арктического Совета». Природные ресурсы Арктики и Субарктики 29.1 (2024): 96—107. https://doi.org/10.31242/2618-9712-2024-29-1-96-107. EDN: https://elibrary.ru/TSDPVC.
2. Жуков М. А. «Методологические и методические проблемы выделения арктической зоны Российской Федерации». Арктика. XXI век. Гуманитарные науки 1 (2) 2014: 4—20. EDN: https://elibrary.ru/UBXMJJ.
3. Жуков М. А., Крайнов В. Н., Попов Д. А. Определение состава Арктической зоны Российской Федерации: монография. Сыктывкар: КРАГСиУ, 2018. 251 с. EDN: https://elibrary.ru/QBBHEI. Арктическая зона Российской Федерации как объект государственного управления.
4. Жуков М. А., Попов Д. А., Телеснина В. М. «Территории Республики Коми, не вошедшие в состав Арктической зоны Российской Федерации, но соответствующие критериям включения в нее». Вестник Коми Республиканской академии государственной службы управления. Теория и практика управления 3 (2022): 39—47. EDN: https://elibrary.ru/LZENZU.
5. Жуков М. А., Романенков Р. Л., Тишков А. А., Устинова Т. В., Шевчук А. В. Методология стратегического планирования и правового регулирования в Арктической зоне Российской Федерации. М.: Физматкнига, 2023. 109 c.
6. Жуков М. А., Телеснина В. М. «Общие принципы определения состава Арктической зоны Российской Федерации и вопросы ее расширения в тихоокеанской части страны». Вестник Коми Республиканской академии государственной службы управления. Теория и практика управления 3 (2021): 75—81. EDN: https://elibrary.ru/LUYLLZ.
7. Кузовлева Г. В. «К вопросу о равноправии субъектов Российской Федерации». Общество и право 2 (48) (2014): 50—53. EDN: https://elibrary.ru/SGTVZZ.
8. Национальный атлас России. Т. 2. Природа и экология. М.: ГОСГИСЦЕНТР, 2004. 495 с.
9. Нифанов А. Н., Новопавловская Е. Е. «Интерпретация принципа равноправия субъектов Российской Федерации в практике конституционного судопроизводства». Вестник ВГУ сер. Право 1 (2016): 39—46. EDN: https://elibrary.ru/TSBVSQ.
10. Пилясов А. Н. «Региональная промышленная политика в арктических территориях: какая она есть и какой ей быть?». Север и рынок: формирование экономического порядка 24.3 (2021): 7—29. https://doi.org/10.37614/2220-802X.3.2021.73.001. EDN: https://elibrary.ru/TXYLLI.
11. Пилясов А. Н., Котов А. В. «Некоторые аспекты международного экономического сотрудничества в Арктике». Вестник СПбГУ сер. 6 Политология. Международные отношения 2 (2016): 81—96. https://doi.org/10.21638/11701/spbu06.2016.20881. EDN: https://elibrary.ru/WHYIAN.
12. Тишков А. А., Жуков М. А., Телеснина В. М. «Вопросы оптимизации состава Арктической зоны Российской Федерации». Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения 1 (2022): 9—16. https://doi.org/10.51823/74670_2022_1_9. EDN: https://elibrary.ru/YVIBOI.