employee
Russian Federation
In this work, the problems of implementation of the constitutional principle of equal rights of territories, peculiarities of adoption by authorized state bodies of decisions on the inclusion of certain territories as part of the Arctic zone of the Russian Federation were considered. The implementation of the state policy in this sphere, as well as its dynamics over the last decades was assessed. The fact that there is no unity of scientific and expert communities in solving the issue of the composition and number of criteria by which territories belong to the Arctic zone of the Russian Federation is noted. The main stages of formation of methodological approaches to this problem have been highlighted. It is stated out the need to follow the principle of universal applicability of zoning criteria and the principle of meaningful unambiguous criteria in decision-making on the incorporation of new territories as part of the Arctic zone of the Russian Federation.
Arctic zone of the Russian Federation, Constitution of the Russian Federation, equal rights of territories, federal agencies, state administration, legal regulation, zoning criteriaria
Равноправие регионов — конституционный принцип федеративного устройства Российского государства (п. 4 ст. 5 Конституции РФ). Конституционный суд Российской Федерации (КС РФ), подчеркивая факт равноправия субъектов Федерации, пояснил в 1996 г., что данный принцип выражается в равноправии субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственного управления. В постановлении КС РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П4 принцип равноправия назван доминирующим в статусе субъектов Федерации. При этом он должен распространяться на все сферы общественных отношений[1] (Нифанов, Новопавловская, 2016).
Выделение Арктической зоны Российской Федерации (далее АЗРФ) в составе территории страны непосредственно связано с созданием Арктического совета, в связи с участием в нем у Российской Федерации возникли международные обязательства в двух основных сферах: 1) охраны окружающей среды и биологических ресурсов Арктики, в первую очередь как среды обитания человека; 2) обеспечения социального и экономического благополучия населения Арктики, что предопределяет необходимость выравнивания неравенства конкурентных условий хозяйствования и жизнедеятельности, генерируемого внеэкономическим северным удорожанием в его экстремальной арктической форме (Амирханов и др., 2024). На Восьмой министерской сессии Арктического совета в мае 2013 г. стороны «признали, что экономическая деятельность в Арктике является неотъемлемой частью устойчивого развития народов и сообществ региона» (Пилясов, Котов, 2016). Работу по данному направлению в Арктическом совете ведут: рабочая группа по устойчивому развитию в Арктике и Арктический экономический совет — независимая организация деловых кругов арктических государств. От Российской Федерации в нем участвуют представители РСПП, ПАО «НК “Роснефть”» и ПАО «Совкомфлот» на уровне заместителей руководителей (Пилясов, 2021).
В соответствии с обязательствами по «развитию народов и сообществ» российской Арктики, принимая во внимание особенности содержания государственной деятельности в данном макрорегионе, Российское государство проводит на территории АЗРФ особую экономическую политику, направленную на выравнивание конкурентных условий хозяйствования — в сопоставлении с условиями менее дискомфортных и более освоенных регионов. Подчеркнем: включение территорий в состав АЗРФ означает получение ими права на государственную поддержку в рамках особой государственной экономической политики в Арктике. Соответственно, возникает закономерный вопрос о равных основаниях на получение такой государственной поддержки в соответствии с критериями районирования и о единообразии применения этих критериев.
Общие вопросы учета принципа равноправия регионов при включении территорий в состав Арктической зоны Российской Федерации
Рассматривать вопрос о равенстве критериев и единообразии их применения при включении территорий в состав АЗРФ следует с учетом ряда значимых факторов.
1. Юридическое равноправие территориальных образований реализуемо относительно однородных норм и процедур управления. Однако российская Арктика чрезвычайно разнообразна с точки зрения основной части параметров природной среды, инфраструктурной обеспеченности и хозяйственной освоенности.
2. «Равенство» — констатация наличия определенного положения дел, а «равноправие» — основание для выстраивания определенных правоотношений. Текущее состояние конфигурации АЗРФ существенно более «выравненное» с точки зрения включенности территорий в АЗРФ относительно первоначального варианта — Указа Президента России от 02 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». Но состояние «равенства» регионов в вопросе включения в состав АЗРФ частей их территорий пока не достигнуто[2].
Важной проблемой установления равноправия субъектов Федерации является сложившаяся в современной России практика реализации бюджетно-финансовых отношений, на что указывает доцент Г. В. Кузовлева, заместитель начальника кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России. По ее замечанию, к числу основных особенностей данной практики относится недостаточное использование принципов единства при выстраивании приоритетов распределения ресурсов, предоставления экономических льгот и иных предусмотренных законодательством преференций по отношению к разным территориям, несмотря на наличие в федеральном законодательстве специально предусмотренных и четко очерченных для этого форм и процедур. При переходе на отвечающую принципу равноправия субъектов Федерации политику требуется конкретизировать критерии и процедуры, так как отсутствие дифференциации порождает дискриминацию (Кузовлева, 2014).
Действительно, политика отнесения территорий к составу АЗРФ (включение в состав АЗРФ прямо связано с экономическими льготами, привилегиями и преимуществами) вплоть до настоящего времени остается недостаточно систематизированной, что на практике часто проявляется в виде партикулярного регулирования.
Учет принципа равноправия регионов при разработке проекта Указа Президента России от 02 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»
Методика определения соответствия территорий критериям их включения в состав АЗРФ существует с 2013 г. Это — Заключение ФГБУ ААНИИ Росгидромета о географических и природно-климатических особенностях АЗРФ, утвержденное должным образом — протоколом совещания от 18 июня 2013 г. с участием курирующего заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. Н. Козака[3]. Направляя на согласование проект Указа Президента России В. В. Путина от 02 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»[4], заместитель министра регионального развития С. М. Назаров указал, что проект подготовлен на основании положений протокола совещания Д. Н. Козака[5]. Однако при разработке проекта Указа между членами межведомственной рабочей группы — работниками Минрегиона России и экспертами — возникли разногласия по ряду позиций, утвержденных в Заключении ФГБУ ААНИИ Росгидромета.
Основная часть текста Заключения представляет собой обобщенное описание основных черт арктической природной зоны, которое невозможно непосредственно использовать в качестве однозначно интерпретируемых критериев. Однако, наряду с обобщенными характеристиками, в Заключении наличествуют однозначно интерпретируемые критерии: «По географическим и вещественно-структурным признакам на территории АЗРФ выделены две физико-географические области:
Арктическая природная территория — природный комплекс <…> включающий морские водные объекты, относящиеся к бассейну Северного Ледовитого океана (включая Белое море), островные территории, прибрежные низменности и равнины с арктическими ландшафтами (тундры), прибрежные склоны гор и нагорий, поверхностный сток с которых направлен в арктические моря;
Субарктическая природная территория — территория, которая в пределах арктической зоны Российской Федерации охватывает зоны лесотундровых и северотаежных ландшафтов, а также часть водосборной площади бассейна Тихого океана (северо-западное побережье Берингова моря)» (Жуков, 2014).
Нельзя сказать, что приведенная формулировка обладает исчерпывающей точностью и полнотой. Но в обобщенном виде она вполне может быть использована в качестве критериев. Смысл данного контекста Заключения ФГБУ ААНИИ Росгидромета сводится к включению в состав АЗРФ ландшафтов с тундровой, лесотундровой и северотаежной растительностью, — это основной критерий. Выход включаемых в АЗРФ территорий на побережье морских водных объектов, относящихся к бассейнам Северного Ледовитого и Тихого океанов, — это дополнительный критерий.
В Указе Президента РФ от 02 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» такой критерий, как зональное распределение растительности, не учитывался в принципе, поэтому на практике существенная часть муниципальных образований с северотаежным растительным покровом в АЗРФ включена не была, но участки территорий со среднетаежной растительностью в АЗРФ включены были, это — южные части Онежского муниципального района Архангельской области и Туруханского муниципального района Красноярского края[6]. Если ситуацией с Онежским районом можно смело пренебречь (допустимое исключение, так как муниципальный район относительно небольшой, часть его покрыта северной, а часть средней тайгой), то к простирающемуся на 800 км с севера на юг Туруханскому району (расстояние от Москвы до финской границы) следовало бы подойти дифференцированно — не включать в АЗРФ его южную часть, примерно 250 км по долготному простиранию (как предлагалось) (Жуков, Крайнов, Попов, 2018). Решение такого рода (о частичном включении) впоследствии было принято в отношении столь же протяженного Эвенкийского муниципального района Красноярского края, что продемонстрировало его принципиальную реализуемость. В результате был создан правовой прецедент включения в состав АЗРФ территорий, простирающихся на юг до 60° с.ш. (широта гор. Выборг), в составе которых — обширные пространства средней тайги. В итоге вопрос о юридическом принципе равноправия территориальных образований относительно однородных норм и процедур управления при рассмотрении муниципальных образований с северотаежным растительным покровом оказался обостренным.
Таким образом, различия во взглядах на проблему между государственными служащими и представителями экспертного сообщества привели к тому, что из всех возможных трактовок понятия «Арктическая зона Российской Федерации» на практике была выбрана самая широкая, которая легла в основу сложившейся практики государственного управления и теперь должна применяться во всех случаях рассмотрения вопросов о включении в состав АЗРФ тех или иных территорий. Такое решение тем не менее следует рассматривать как положительный результат. Оно обеспечивает рентабельность всех технологических цепочек — от добычи ценных сырьевых ресурсов на отдаленных дискомфортных территориях нового освоения до выпуска широкого спектра конечной продукции предприятиями староосвоенных и комфортных для проживания регионов.
Другой очевидный критерий, обозначенный в Заключении ФГБУ ААНИИ, — выход территорий АЗРФ на побережье морей бассейна Северного Ледовитого океана (включая Белое море) — также был учтен лишь частично при подготовке проекта Указа Президента России В. В. Путина от 02 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». В результате включение в состав АЗРФ территорий на восточном и южном берегу Белого моря было предусмотрено изначально, а территорий на западном и северном берегу Белого моря — изначально не предусмотрено. В состав АЗРФ Мурманская область включена целиком, это результат длительной работы руководства области с Минрегионом России. Вместе с тем Республика Карелия не добилась включения территорий в состав АЗРФ, имея все основания для положительного решения этого вопроса. Данный пример далеко не единственный из тех, что демонстрируют необходимость систематизации государственной политики в отношении включения территорий в состав АЗ РФ, — политики, в основе которой должны лежать конституционный принцип равноправия регионов и однозначно понимаемые критерии.
Учет принципа равноправия в процессе оптимизации состава Арктической зоны Российской Федерации
Первым критерием, обозначенным в Заключении ФГБУ ААНИИ, который в дальнейшем приняли во внимание сотрудники уполномоченного ведомства, стало отнесение трех приморских муниципальных районов Республики Карелия к территории побережья морей бассейна Северного Ледовитого океана, что реализовано Указом Президента России В. В. Путина от 27 июня 2017 г. № 287 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 02 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»[7].
Далее специалисты ведомств признали следующий внешне очень наглядный критерий: через территории муниципальных районов проходит линия Северного полярного круга. Следует отметить, что в Заключении ФГБУ ААНИИ этот факт не только не используется в качестве критерия, но даже не упоминается[8]. Это связанно с тем, что при включении в состав АЗРФ территорий с северотаежной растительностью линия полярного круга оказывается внутри территории АЗРФ. Но предложения использовать линию полярного круга неоднократно имели место ранее, поскольку этот критерий нагляден и понятен. В итоге консенсус был достигнут, что нашло свою реализацию в Указе Президента Российской Федерации от 13 мая 2019 г. № 220 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 02 мая 2014 г. № 296 “О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации”» и в Федеральном законе от 13 июня 2020 г. № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации»[9] (Тишков, Жуков, Телеснина, 2022).
В настоящее время прорабатывается вопрос о реализации положений Заключения ФГБУ ААНИИ, предусматривающих включение в состав АЗРФ как арктического, так и субарктического пояса растительности. Критерий зонального распределения растительности очень удобен для интегральной оценки природных условий. Растительность устойчива относительно краткосрочных флюктуаций климатических процессов и отражает климатические сдвиги среднесрочного характера. Вместе с тем границы растительных зон и подзон очень редко имеют линейный характер, как правило, представляя собой широкие переходные полосы (экотоны). Целесообразность отнесения к территории АЗРФ муниципальных образований, соответствующих критерию зональной растительности, обоснована в серии научных публикаций (Амирханов и др., 2024; Жуков, Телеснина, 2021; Жуков, Попов, Телеснина, 2022; Жуков и др., 2023; Тишков, Жуков, Телеснина, 2022). Обоснованных возражений не последовало, но и ясно выражаемого согласия — тоже.
Учет принципа равноправия регионов Российской академией наук на примере расширения сухопутной территории Арктической зоны Республики Коми
В настоящее время процесс формирования состава АЗРФ активно продолжается. Поскольку точка в деле разработки единых и достаточно объективных критериев отнесения территорий к АЗРФ, а также методических положений по их применению в практике не поставлена, органы власти субъектов Российской Федерации, уже частично включенных в состав АЗРФ или относящихся к территориям Крайнего Севера, регулярно предпринимают попытки обосновать свои предложения по поводу включения дополнительных муниципалитетов в АЗРФ. Однако при значительной схожести аргументов, используемых в этих обоснованиях, результаты для разных регионов часто оказываются противоположными.
Так, Федеральным законом от 23 марта 2024 г. № 56-ФЗ в состав Арктической зоны Российской Федерации были включены Белоярский и Березовский муниципальные районы Ханты-Мансийского автономного округа[10]. Такой результат был достигнут во многом благодаря активному диалогу губернатора и правительства региона с федеральными органами исполнительной и законодательной власти, на успех которого оказала значительное влияние подчеркнуто единая позиция по данному вопросу и региональной власти, и бизнес-сообщества, и потенциальных инвесторов, и населения. Существенным фактором, повлиявшим на принятие решения по данному вопросу, явилось также положительное заключение Института экономики Уральского отделения Российской академии наук[11]. В результате в сентябре 2023 г. обращение правительства региона о возможности включения двух муниципальных районов автономного округа в состав АЗРФ получило одобрение Президента России В. В. Путина, что в итоге привело к принятию соответствующего федерального закона весной 2024 г.
Однако, как показывает практика, такой результат достижим не всегда. Так, в письме от 18 марта 2024 г. № 1390-03-1-07 Правительство Республики Коми обратилось в Правительство Российской Федерации с обоснованием расширения территории Арктической зоны Республики Коми путем включения в нее муниципальных районов «Ижемский» и «Печора»[12]. По поручению Управления развития приоритетных территорий Правительства Российской Федерации Российская академия наук (РАН) рассмотрела обращение и выдвинула возражения в письме от 19 апреля 2024 г. № 1-13000-2110.3/213. Анализ содержания этого документа, к сожалению, заставляет усомниться в том, что конституционный принцип юридического равноправия территориальных образований относительно однородных норм и процедур управления по вопросам изменения состава АЗРФ применяется на практике в отношении каждого обращения[13].
В письме РАН при перечислении большого количества разнообразных критериев не указывается, какие именно из них не позволяют отнести к составу АЗРФ муниципальные районы «Ижемский» и «Печора». Конкретно выделены только основания отказа при отнесении территорий названных районов к зоне средней тайги (в действительности — в подзоне северной тайги, согласно Национальному атласу России (Национальный, 2004), всем федеральным и региональным атласам) и бореальному климату этой территории. Термин «бореальный климат» обозначает климат простирающейся более чем на 1000 км с севера на юг бореальной зоны в целом. Бореальная зона — общегеографический термин, подразумевающий зону лесной растительности, которая находится между зонами тундры и лесостепи. Если необходимо в самом общем виде сопоставить климат бореальной зоны с климатом, например, зоны субтропиков, использование понятия бореального климата имеет смысл. Но применительно к обсуждаемой задаче, в контексте ее смыслового содержания данное понятие является избыточным, рассматривать его в качестве критерия представляется нецелесообразным.
В качестве препятствующего критерия в письме РАН указывается значение средней температуры июля — выше +10…+12 °C. В соответствии с данным критерием, в составе АЗРФ должна оставаться только узкая приморская полоса. Другой критерий — средняя температура самого холодного месяца (январь) в значении не выше –20 °C. Применяя его, следует исключить из состава АЗРФ все территории западнее Уральских гор.
Считается препятствующим также критерий условной связи территорий АЗРФ с Северным Ледовитым океаном и Северным морским путем (по р. Печера). У многих включенных в состав АЗРФ территорий такой связи нет, а у муниципальных районов «Ижемский» и «Печора» еще и кратчайшая железнодорожная линия в порт Лабытнанги.
Транспортный критерий — отсутствие круглогодичного наземного транспортного сообщения внутри региона и с «большой землей» — условный, поскольку железнодорожное сообщение есть также в Мурманской и Архангельской областях, в Республике Карелия и Ямало-Ненецком автономном округе. Так кого включать в состав АЗРФ в соответствии с этим критерием и кого исключать из него? Вероятно, это риторический вопрос. Тем не менее ответ на него в определенной мере содержится в Заключении Института экономики Уральского отделения РАН и воспринимается как ключевой аргумент в пользу включения Белоярского и Березовского муниципальных районов ХМАО в состав АЗРФ.
Результат анализа приведенных нами документов свидетельствует о том, что положительное решение в отношении одних территорий и отрицательное в отношении других на практике принимается при соответствии этих территорий одним и тем же критериям отнесения к составу АЗРФ. Следовательно, любое отрицательное решение такого рода одновременно будет подразумевать основания для исключения из состава АЗРФ некоторых других уже включенных в нее территорий.
Заключение
Учет принципа равноправия территорий в однородных нормах правового регулирования предполагает как условие исполнение принципа повсеместной применимости критериев отнесения территорий к АЗРФ: данные критерии районирования либо применяются с одним и тем же результатом повсеместно, либо не применяются нигде. Не менее важным является исполнение принципа смысловой однозначности критериев. Необходимо отличать элементы общего описания типичных для АЗРФ черт и особенностей от конкретных однозначно сформулированных критериев при отнесении территорий к составу АЗРФ. Письмо РАН с отрицательным решением вопроса включения в состав АЗРФ муниципальных районов «Ижемский» и «Печора» Республики Коми — типичный пример, когда для обоснования отказа прилагается длинный список природных, экономических и социальных факторов, которые объявляются критериями без точных границ параметров их применения. Без обсуждения по большинству этих «критериев» (в действительности — факторов) обращение региона отклоняется. Вместе с тем имеется и противоположный факт: к составу АЗРФ отнесены Белоярский и Березовский муниципальные районы ХМАО, природные условия которых и транспортная ситуация с выходом в устье р. Обь схожи с условиями и состоянием транспортных потоков муниципальных районов «Ижемский» и «Печора».
Таким образом, уполномоченному федеральному ведомству необходимо сделать выбор: равноправными или неравноправными следует считать территориальные образования в вопросах включения их в состав АЗРФ. Если они равноправны — принцип равноправия должен учитываться. Если они не равноправны — у регионов возникает основание обратиться в Конституционный суд Российской Федерации.
[1] «Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изменениями от 01.07.2020)». КонсультантПлюс: онлайн-версия. 19.06.2025. <https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/>.
[2] «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации: федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ: принят Государственной Думой 7 июля 2020 года». КонсультантПлюс: онлайн-версия. 19.06.2025. <https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357078/>.
[3] Заключение ФГБУ ААНИИ Росгидромета об определении Арктической зоны Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 140-03937/13и (приложение к письму Минэкономразвития России от 25 марта 2010 г. № 4500-СВ/Д07).[Не опубл.];
Заместитель Председателя Правительства России Д.Н. Козак. Протокол совещания № ДК-П16-135ПР от 18 июня 2013 г. [Не опубл.]
[4] «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 02 мая 2014 г. № 296 “О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации”: Указ Президента РФ от 27.06.2017 № 287». КонсультантПлюс: онлайн-версия. 01.11.2024. <https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218737/>; «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 02 мая 2014 г. № 296 “О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации”: Указ Президента РФ от 13.05.2019 № 220». КонсультантПлюс: онлайн-версия. 19.06.2025. <https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_324376/>.
[5] Заместитель Министра регионального развития С. М. Назаров. Письмо № 12051 – СН/02 от 08.03.2013 [Не опубл.]
[6] Жуков М. А. «Туруханский муниципальный район Красноярского края — Арктика!?». 12.12.2014. Арктика сегодня: инф.-аналит. портал. 19.06.2025. <https://www.arctic-today.ru/index.php/rajonirovanie-arktiki/63-turukhanskij-munitsipalnyj-rajon-krasnoyarskogo-kraya-arktika>.
[7] «О внесении изменений в статью 7.1 Федерального закона “Об Особой экономической зоне в Магаданской области и на территориях Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области” и статью 2 Федерального закона “О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации”: федеральный закон от 23.03.2024 № 56-ФЗ: принят Государственной Думой 19 марта 2024 года». КонсультантПлюс: онлайн-версия. 1906.2025. <https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_472769/>.
[8] Заключение ФГБУ ААНИИ Росгидромета об определении Арктической зоны Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 140-03937/13и (приложение к письму Минэкономразвития России от 25.03.2010 № 4500-СВ/Д07).
[9] «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.05.2014 № 296 (ред. от 05.03.2020)». КонсультантПлюс: онлайн-версия. 01.11.2024. <https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162553/>; «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации: федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ (последняя редакция)». КонсультантПлюс: онлайн-версия. 19.06.2025. < https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357078/>.
[10] «О внесении изменений в статью 7.1…».
[11] «В Арктическую зону РФ включили два района Ханты-Мансийского автономного округа». 23.03.2024. ТАСС. Инф. агентство ТАСС. 19.06.2025. <https://tass.ru/ekonomika/20335899>.
[12] Правительство Республики Коми. Письмо № 1390-03-1-07 от 18 марта 2024 г. [Не опубл.]
[13] Российская академия наук. Письмо от 19 апреля 2024 г. № 1-13000-2110.3/213 [Не опубл.]; Заместитель Председателя Правительства России Д. Н. Козак. Протокол совещания № ДК-П16-135ПР от 18 июня 2013 г. [Не опубл.]
1. Amirchanov A. M., Zhukov M. A., Okhlopkov I. M., Pospelov I. N., Romanenkov R. L., Ustinova T. V. “Improving the Current Configuration of the Russian Federation Arctic Zone, With Account to International Environmental Cooperation Within the Framework of the Arctic Council”. Prirodnye resursy Arktiki i Subarktiki = Arctic and Subarctic Natural Resources 29.1 (2024): 96—107. (In Russian). https://doi.org/10.31242/2618-9712-2024-29-1-96-107
2. Zhukov M. A. “Methodological and Methodic Problems of Russian Arctic Zone Identification”. Arktika. XXI vek. Gumanitarnye nauki 1 (2) 2014: 4—20. (In Russian).
3. Zhukov M. A., Kraynov V. N., Popov D. A. Determining the Composition of the Arctic Zone of the Russian Federation: monograph. Syktyvkar: The Komi Republican Academy of State Service and Administration, 2018. 251 p. (In Russian). Arkticheskaya zona Rossiyskoy Federatsii kak ob’’ekt gosudarstvennogo upravleniya.
4. Zhukov M. A., Popov D. A., Telesnina V. M. “Territories of Komi Republic, Not Included in Russian Federation Arctic Zone, But Corresponding the Criteria For Inclusion”. Vestnik Komi Respublikanskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby upravleniya. Teoriya i praktika upravleniya 3 (2022): 39—47.(In Russian).
5. Zhukov M. A., Romanenkov R. L., Tishkov A. A., Ustinova T. V., Shevchuk A. V. Methodology of Strategic Planning and Legal Regulation in the Arctic Zone of the Russian Federation. Moscow: Fizmatkniga, 2023. 109 p. (In Russian).
6. Zhukov M., Telesnina V. “General Principles for Determining the Composition of the Russian Federation Arctic Zone and Issues of Its Expansion in the Pacific Part of Country”. Vestnik Komi Respublikanskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby upravleniya. Teoriya i praktika upravleniya 3 (2021): 75—81. (In Russian).
7. Kuzovleva G. V. “To the Question About Equality Subject of the Russian Federation”. Obshchestvo i pravo = Society and Law 2 (48) (2014): 50—53.(In Russian).
8. National Atlas of Russia. Vol. 2. Nature and Ecology. Moscow: GOSGISTsENTR, 2004. 495 p. (In Russian).
9. Nifanov A. N., Novopavlovskaya E. E. “Interpretation of the Principle of Equality of Subjects of the Russian Federation in the Practice of Constitutional Justice”. Vestnik VGU ser. Pravo = Bulletin of VSU ser. Law 1 (2016): 39—46. (In Russian).
10. Pilyasov A. N. “Regional Industrial Policy in the Arctic Territories: What is It and What Should It Be?”. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka = The North and the Market: Forming the Economic Order 24.3 (2021): 7—29. (In Russian). https://doi.org/10.37614/2220-802X.3.2021.73.001
11. Pilyasov A. N., Kotov A. V. “Some Aspects of International Economic Cooperation in the Arctic”. Vestnik SPbGU ser. 6 Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya 2 (2016): 81—96. (In Russian). https://doi.org/10.21638/11701/spbu06.2016.20881
12. Tishkov A. A., Zhukov M. A., Telesnina V. M. “Issues of Optimizing the Composition of the Arctic Zone of the Russian Federation”. Arktika 2035: aktual’nye voprosy, problemy, resheniya = Arctic 2035: current issues, problems, solutions 1 (2022): 9—16. (In Russian). https://doi.org/10.51823/74670_2022_1_9



