ИЗМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Изменение процессов налогового администрирования под влиянием цифровизации экономики не только трансформирует ведение бухгалтерского учета организаций, но и влияет на выбор контрагентов, проверку их благонадежности и организацию документооборота в процессе реализации хозяйственной деятельности. Цель исследования — определение влияния фискальной политики государства на налоговую нагрузку организаций. Применены методы: монографический, сбор и анализ статистических данных, сравнение и группировка. Использовались данные отчетов ФНС России. Результаты: представлены изменения налогового законодательства для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН). Продемонстрирован анализ динамики налоговой базы по УСН, обосновано влияние на нее законодательных изменений. Выводы: составленный рейтинг регионов по налоговым поступлениям на одного налогоплательщика показал положительное влияние налоговых льгот на предпринимательскую активность в Республике Алтай.

Ключевые слова:
фискальная политика, налоговый контроль, льготные регионы, экономическая деятельность; налогообложение, упрощенная система налогообложения, УСН, налог на добавленную стоимость, НДС, субъекты предпринимательства
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

Фискальная политика государства, в частности налогообложение, — основной инструмент регулирования экономической деятельности организаций (Джумаева, Джораев, 2023). Введение новых правил налогообложения, таких как обязательное применение НДС для упрощенной системы налогообложения (УСН) с 2025 г., непосредственно влияет на бизнес-среду в России. Изменения в фискальной процедуре обсуждались на экономических форумах, включая дискуссионные площадки Торгово-промышленной палаты (ТПП) России[1], где эксперты рассуждали о возможных положительных и отрицательных последствиях для бизнеса, к которым могут привести подобные изменения. На Петербургском международном экономическом форуме в 2023—2025 гг. также активно обсуждалось возможное воздействие фискальных нововведений на малый и средний бизнес.

В научной экономической литературе (Рогачев, Логинов, Усова, 2024; Ходякова, Воливок, 2024; Гончаренко, Мельникова, 2022; Гурнак, Назарова, 2023)[2] принято выделять следующие аспекты фискального фактора УСН:

1) сокращение теневого сектора;

2) рост малого бизнеса;

3) формирование источника доходов региональных бюджетов.

Цель работы — определение влияние фискальной политики государства на налоговую нагрузку организаций.

Материалы и методы. В ходе данного исследования были применены следующие методы: монографический, сбор и анализ статистических данных, сравнение и группировки. В исследовании использовались данные отчетов ФНС России. Составлен рейтинг субъектов РФ по сумме налога по УСН к уплате, приходящейся на одного налогоплательщика.

Изменения налогового законодательства в части НДС

Фискальная политика представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства, направленных на регулирование бюджетных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета для достижения поставленных задач. В краткосрочной перспективе фискальная политика государства ориентирована на поддержание стабильного уровня общего выпуска (ВВП), полной занятости ресурсов и стабильных цен. В долгосрочной перспективе она способствует устойчивому экономическому росту. Один из основных инструментов фискальной политики — налоги, главные источники доходов бюджета.

Налоги позволяют государству регулировать экономические процессы. Они помогают распределять ресурсы, поддерживать социальные программы, а также стимулировать или, наоборот, сдерживать развитие определенных секторов экономики. Фискальный фактор, т. е. влияние налогов на экономическую деятельность, заключается в том, что увеличение или снижение налоговой нагрузки может привести к изменению поведения компаний: изменению структуры расходов, стратегии закупок и даже политики ценообразования.

Повышению эффективности налогового администрирования способствуют автоматизированные системы, повышающие прозрачность сделок и расчет налога. Свою эффективность показала автоматизированные система АСК НДС-2, которая может служить примером для цифровизации процессов администрирования других налогов.

Эксперты отмечают необходимость перехода к новой форме налога на прибыль, «которая хорошо поддается цифровой алгоритмизации <…>, не обременяет инвестиции, т. е. ресурсы, вводимые в бизнес, а облагает только ресурсы, выводимые из бизнеса» (Гурнак, Назарова, 2023: 1: 10). С 2025 г. в России вводят НДС для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих по УСН.

Данная реформа соответствует одному из основных принципов, провозглашенных А. Смитом, — удобству: «Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его» (Смит, 1935: 2: 342). Действительно, налогоплательщик может выбрать, по какой схеме применять НДС: с применением вычетов или же, так скажем, по упрощенному порядку.

Основная цель введения НДС для бизнеса на УСН — это гармонизация налоговой системы и борьба с «серым» рынком. Правительство стремится:

  • Сделать условия более прозрачными и равными для всех участников рынка, что должно повысить собираемость налогов и уменьшить применение налоговых схем для ухода от налогообложения.
  • Повысить фискальную дисциплину и вывести бизнес из тени. С введением НДС больше предпринимателей будет работать в белой зоне, так как у них появится обязанность вести учет НДС, и тем самым сократятся возможности для недобросовестной деятельности.
  • Простимулировать малый бизнес расти и становиться средним и крупным вместо дробления для сохранения права на УСН[3].

Государству это поможет повысить налоговые поступления и укрепить контроль за финансовыми потоками бизнеса.

Для бизнеса, использующего УСН, введение НДС станет серьезным изменением, которое потребует адаптации как бухгалтерского учета, так и финансовых обязательств. Вот основные последствия:

•      Повышение сложности учета. Компании и ИП на УСН, которые ранее были не обязаны вести учет НДС, теперь будут вынуждены это делать. Это приведет к необходимости пересматривать бухгалтерские процессы, переобучать сотрудников и внедрять новые программные решения.

•      Увеличение стоимости товаров и услуг. Для многих предпринимателей это может стать причиной для повышения цен на свою продукцию или услуги, так как НДС добавляется к конечной цене товара или услуги. Это может сделать продукцию менее конкурентоспособной, особенно в тех сферах, где конкуренция сильна. Многие малые предприятия, особенно в низкомаржинальных отраслях, могут не выдержать дополнительной налоговой нагрузки, что приведет к их закрытию или переходу в теневой сектор.

•      Возможность налоговых вычетов по НДС. Некоторым предпринимателям это может принести выгоду, так как они смогут использовать налоговые вычеты по НДС на приобретенные товары и услуги. Например, если компания покупает товары с НДС, она может компенсировать его при уплате государству своего НДС. Однако государству придется усилить контроль за уплатой НДС, что может потребовать дополнительных ресурсов и повысить нагрузку на налоговые органы.

С другой стороны, введение НДС может существенно увеличить доходы бюджета, так как НДС — один из основных источников налоговых поступлений. Это может помочь при финансировании социальных программ и инфраструктурных проектов.

Нововведение будет направлено на организации, чьи доходы находятся в пределах установленного лимита для УСН, но при этом они сами активно участвуют в экономической деятельности, где НДС имеет значение: например, работают с поставщиками или клиентами, применяющими общую систему налогообложения. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС) России, в 2023 г. на УСН находилось около 4,5 млн предприятий и индивидуальных предпринимателей, что на 5 % больше, чем годом ранее[4].

Для сравнения, в Республике Казахстан также действует упрощенная система налогообложения, однако пороговое значение дохода для ее применения привязано к значению минимального размера оплаты труда и составляет около 2 млн руб.[5] (Кажибеков, Абилдаханова, 2025).

С точки зрения фискальной политики, введение НДС должно способствовать увеличению налоговых поступлений и выравниванию условий конкуренции на рынке. К этой категории налогоплательщиков относится значительная часть малого и среднего бизнеса, что делает данный вопрос особенно актуальным.

Рейтинг субъектов РФ по сумме налога по УСН, приходящейся на одного налогоплательщика

Для проведения анализа данных о налогоплательщиках на УСН необходимы статистические данные портала ФНС России. Для исследования применялись отчеты о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам по УСН (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Алгоритм поиска статистической информации на сайте Федеральной налоговой службы России

Fig. 1. The algorithm for searching statistical information on the website of the Federal Tax Service of Russia

Источник: составлено авторами.

ФНС России регулярно публикует статистические данные о суммах начисленных и собранных налогов, а также о количестве налогоплательщиков. Форма предоставления данных ежегодно меняется: в ней увеличивается количество показателей, в нее включают, кроме налогов, данные о платежах по страховым взносам в фонды пенсионного, медицинского и социального страхования, а после реформы — в Социальный фонд России. При этом для специальных налоговых режимов публикуют отдельные формы. Для целей нашего исследования применена форма 5-УСН.

Согласно официальным данным статистики ФНС, в 20182023 гг. наблюдалась устойчивая тенденция: росло число налогоплательщиков, применяющих УСН[6] (рис. 2).

Так, в 2018 г. УСН применяли 3,24 млн организаций и индивидуальных предпринимателей. К 2023 г. это число увеличилось до 4,48 млн, что составляет рост на 38 %. Это свидетельствует о популярности среди субъектов малого и среднего бизнеса УСН как инструмента, эффективного для снижения административной и налоговой нагрузки. Рост количества налогоплательщиков, использующих данный специальный режим, также связан с отменой Единого налога на вмененный доход (ЕНВД) в 2020 г. Предприниматели, применяющие ЕНВД, могли выбрать другие режимы: УСН или патентную систему налогообложения (ПСН). Здесь с ЕНВД наиболее схожа именно ПСН, тем более что данный режим с 2020 г. был усовершенствован, чтобы адаптировать его для ЕНВД.

 

 

Рис. 2. Налогоплательщики, применяющие УСН, млн:

– – –  применяют объект «Доходы, уменьшенные на величину расходов»; = применяют объект «Доходы»; применяют УСН в целом

Fig. 2. Taxpayers using the simplified taxation system, million:

– – – applying object “Income less expenses”; = applying object “Incomes”; applying STS in total

Источник: составлено авторами по данным ФНС России6.

Налоговая база за этот период также существенно увеличилась. Абсолютное значение прироста для 2023 г. в сравнении с 2018 г. составило 47,5 % для организаций, использующих УСН «Доходы», и 75,8 % для организаций, использующих УСН «Доходы, уменьшенные на величину расходов» (рис. 3). Это отражает как общий рост экономики, так и увеличение числа организаций, выбравших данный налоговый режим.

 

 

а)

 

б)

 

Рис. 3. Изменение налоговой базы в 20182023 гг., тыс. руб.:

a — налоговая база «Доходы»; b — налоговая база «Доходы, уменьшенные на величину расходов»

Fig. 3. Changes in the tax base in the years 2018 to 2023, thousand rubles:

a — taxation base “Incomes”; b — taxation base “Incomes less expenses”

Источник: составлено авторами по данным ФНС России6.

 

Важно отметить, что темп прироста налоговой базы по УСН превышает темпы прироста количества налогоплательщиков. При этом налоговая база по УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы» увеличивается с большей скоростью, чем по УСН с объектом налогообложения «Доходы». Это говорит о том, что финансовая и, в частности, налоговая грамотность предпринимателей увеличивается, что легализуются доходы и что теперь налогоплательщики тщательнее ведут документооборот с контрагентами.

Так, прирост количества налогоплательщиков УСН с объектом налогообложения «Доходы» в 2023 г. по сравнению с 2022 г. составил 6,7 %, а с объектом «Доходы минус расходы» всего 0,3 %. В то же время налогооблагаемая база выросла на 25,3 % и 19,9 %. Однако если проанализировать изменение указанных показателей за последние 5 лет, то можно отметить, что в 2021 г. бурно выросло как количество налогоплательщиков (23,3 и 9,4 %), так и налоговая база (154,9 и 154,5 %). Это связано с тем, что благодаря цифровым сервисам упростилась процедура регистрации налогоплательщиков, а также с тем, что получила развитие электронная отчетность, а налоговый контроль был усилен посредством взаимодействия с финансовыми учреждениями.

То есть можно сделать вывод: увеличение налогооблагаемой базы обосновано не общим ростом налогоплательщиков, а увеличением их предпринимательской активности и развитием их экономической деятельности.

Если анализировать статистику налогоплательщиков на УСН, следующим шагом станет ранжирование. Чтобы присвоить каждому субъекту Российской Федерации значение для сравнения, было принято решение вычислить его, найдя отношение суммы налога, подлежащей к уплате за налоговый период, к количеству налогоплательщиков. Дисперсионный анализ показал, что разброс значений достаточно велик, а это говорит о неравномерном распределении налогового бремени по регионам.

Таким образом было выявлено: с 2018 по 2023 г. наиболее эффективными налогоплательщиками стали г. Москва, Магаданская и Сахалинская области. В то же время аутсайдерами рейтинга остаются регионы с низким уровнем налоговых поступлений, такие как Республика Тыва, Мурманская обл. и Чеченская Республика. Их показатели зачастую обусловлены предоставлением льготных ставок по УСН и меньшей предпринимательской активностью (Гурнак, Назарова, 2023).

Динамика также показала улучшение позиций некоторых субъектов, таких как Республика Алтай, что связано с ростом числа налогоплательщиков и с увеличением налоговой базы. Эти изменения позволяют говорить о положительном влиянии фискальной политики на предпринимательскую активность в ряде регионов.

Такие результаты показывают, что субъекты с наибольшими показателями имеют более высокий уровень развития бизнеса с применением УСН, в отличие от субъектов с наименьшими показателями.

 

Рейтинг субъектов РФ по сумме налога по УСН к уплате, приходящейся на одного налогоплательщика, руб.

Rating of subjects of the Russian Federation by the amount of tax under the simplified tax system payable per taxpayer, rubles

Год

Субъекты с наибольшими значениями

Субъекты с наименьшими значениями

2023

г. Москва — 425,0

Магаданская обл. — 349,0

Сахалинская обл. — 322,2

Республика Коми — 96,8

Республика Ингушетия — 83,4

Республика Дагестан — 63,4

2022

г. Москва — 357,8

Магаданская обл. — 331,5

Сахалинская обл. — 273,9

Мурманская область — 85,7

Республика Тыва — 70,2

Республика Дагестан — 60,3

2021

г. Москва — 379,9

Магаданская обл. — 310,6

г. Санкт-Петербург — 227,0

Ненецкий АО — 72,1

Республика Тыва — 68,3

Мурманская обл. — 65,5

2020

г. Москва — 249,4

Магаданская обл. — 200,9

Сахалинская обл. — 195,9

Ненецкий АО — 39,0

Республика Тыва — 37,0

Мурманская обл. — 32,3

2019

г. Москва — 247,0

Сахалинская обл. — 210,1

Чукотский АО — 197,3

г. Севастополь — 59,3

Республика Крым — 55,7

Чеченская Республика — 50,0

2018

г. Москва — 224,6

Сахалинская обл. — 186,1

Краснодарский край — 151,4

г. Севастополь — 52,7

Республика Крым — 49,7

Чеченская Республика — 41,2

 

Источник: рассчитано авторами на основании данных ФНС России6.

 

При проведении регрессионного анализа было выявлено, что показатель «количество налогоплательщиков» зависит от показателя «сумма недопоступления налога в связи с уменьшением налоговой базы на сумму убытка или части убытка»: R2 = 0,89.

При этом влияние фактора «сумма недопоступления налога в связи с установлением законами субъектов Российской Федерации пониженной ставки налога для отдельных категорий налогоплательщиков» довольно низкое: R2 = 0,03.

С введением НДС для организаций на УСН налоговая база будет расти. Поскольку НДС добавится к стоимости товаров и услуг, это неизбежно отразится на конечной цене продукции, что также увеличит налоговые поступления. Таким образом, у организаций, участвующих в экономической деятельности и находящихся на УСН, увеличится сумма налога, подлежащая уплате. Это в свою очередь повлечет рост стоимости товаров и услуг на сумму НДС и транзакционных издержек, связанных с декларированием косвенных налогов.

Таким образом, увеличение предпринимательской активности, обусловливающее рост налогооблагаемой базы[7], приведет к ускоренному достижению предельных пороговых значений, необходимых для освобождения от уплаты НДС. Увеличение налогового бремени, в том числе сопряженное с административными и управленческими издержками, может привести к дроблению бизнеса или, наоборот, к снижению предпринимательской активности и сокращению количества предпринимателей. Отсюда вывод: необходимо и дальше исследовать количество налогоплательщиков, применяющих УСН. При этом нужно тщательнее рассмотреть количество налогоплательщиков с предельной суммой дохода, а также количество налогоплательщиков, прошедших перерегистрацию, т. е. ликвидированных и вновь зарегистрированных.

С 2025 г. все специальные режимы остаются действительно льготными только для бизнеса с доходом, не превышающим 60 млн руб. Снижение налогового бремени, обусловленного введением НДС, возможно за счет применения пониженной ставки по УСН. Это в свою очередь достижимо, во-первых, при релокации бизнеса в так называемые льготные регионы[8], а во-вторых, при применении приоритетных для развития экономики региона видов деятельности.

В связи c этим для налогового администрирования формируется новый вызов — борьба со злоупотреблением льготными ставками налогообложения. Такая ситуация складывается, когда организации и ИП используют юридический адрес в «льготном» регионе, но не переводят хозяйственную деятельность по новому адресу, не создают рабочие места в регионе, не повышают валовую стоимость внутреннего регионального продукта. Количество налогоплательщиков в регионах с льготной ставкой стало особенно популярно среди индивидуальных предпринимателей, занимающихся розничной торговлей на маркетплейсах. Предприниматели стремятся оптимизировать налоговую нагрузку, применяя пониженную ставку налога. Данный вид деятельности не считается приоритетным для развития территорий. Однако ряд регионов предлагает льготные условия для малых субъектов предпринимательства — этой правовой возможностью и пользуются селлеры.

В контексте реализации предпринимателями данной бизнес-модели возникает необходимость усилить функции налогового администрирования, направленного на предотвращение злоупотреблений льготными налоговыми режимами. Предполагается, что одним из направлений усиления налогового контроля станет борьба с формальным нахождением в «льготных» регионах, когда фактически на территории такого региона не ведут хозяйственную деятельность.

Кроме того, существуют и другие риски. Введение НДС может привести к увеличению стоимости товаров и услуг, так как предприниматели будут вынуждены «перекладывать» часть налоговой нагрузки на конечного потребителя. Это может снизить покупательную способность населения и замедлить экономический рост. Увеличение налоговой нагрузки может отпугнуть инвесторов (Заворыкин, 2024), особенно в секторе малого и среднего бизнеса, что негативно скажется на экономическом развитии.

Для нивелирования данных рисков возможно применить некоторые меры. Так, например, введение налога можно разделить на несколько этапов, чтобы дать предпринимателям время адаптироваться. Или предоставить налоговый вычет на первый год в размере 10 млн руб. В то же время государство может предложить льготы или субсидии для малого бизнеса, чтобы компенсировать дополнительные расходы. Например, снизить ставку налога на прибыль или предоставить налоговые каникулы.

Другой вариант уменьшения негативных последствий — разработка упрощенных процедур сдачи отчетности и уплаты НДС для малого бизнеса, в  том числе возможность использования электронных сервисов. Кроме того, необходимо провести бесплатные образовательные программы для малого бизнеса, а также обучающие семинары и вебинары для предпринимателей и их бухгалтеров, чтобы помочь им разобраться в новых налоговых требованиях.

Таким образом, перед налоговым администрированием встает задача: разработать и внедрить эффективные механизмы контроля и мониторинга, направленных на то, чтобы обеспечить целевое использование льготных налоговых режимов и предотвратить их применение в целях налоговой оптимизации без реального вклада в экономическое развитие регионов.

Заключение

Введение НДС для УСН не только стимулирует рост налоговой базы, но и может изменить распределение налоговой нагрузки по регионам. В тех регионах, где малый бизнес активно поддерживают за счет льготных налоговых ставок и каникул для новых предпринимателей, это нововведение значительно отразится на налоговой базе.

Введение в регионах налоговых льгот, таких как налоговые каникулы или сниженные ставки для новых предприятий, может стать эффективным инструментом для поддержания темпов роста налоговой базы. Такие льготы помогут малым и средним предприятиям адаптироваться к новому налогообложению, поскольку смягчат влияние введения НДС на их финансовое положение. В результате государство сможет сохранить прежние показатели роста поступлений по УСН и стимулировать дальнейшее развитие бизнеса в регионах.

 

[1] «Новости, мнения, анонсы». Торгово-промышленная палата Российской Федерации: сайт. 02.6.2025. <https://news.tpprf.ru/ru/main/?RESOURCES=2111257>.

[2] См. также: Минина В. «Налоговая реформа-2025: изменения по УСН и НДС». 01.07.2024. Главбух Ассистент. 23.06.2025. <https://gba.business.ru/blog/nalogovaya-reforma-2025-izmeneniya-po-usn/>; Карасова Н. «Изменения в законах, которые бизнесу нужно учесть во втором полугодии 2025 года». 23.06.2025. Главбух Ассистент. 24.06.2025. <https://gba.business.ru/blog/izmeneniya-v-zakonah-kotorye-biznesu-nujno-uchest-vo-vtorom-polugodii-2025-goda/>.

[3] Минина В. Указ. соч.; Карасова В. Указ. соч.

[4] Хватова Я. «Упрощенная система налогообложения. Что такое УСН, налоги и лимит 2024 года. Объясняют юристы». 09—10.09.2024. РБК Life: [интернет-медиа]. 26.06.2025. <https://www.rbc.ru/life/news/66d772809a794725a1ad227f>.

[5] «Какой налоговый режим выбрать для ИП». 18.05.2021. Комитет государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан: [сайт]. 26.06.2025. <https://www.gov.kz/memleket/entities/kgd/press/news/details/203018?lang=ru>.

[6] «Данные по формам статистической налоговой отчетности». Федеральная налоговая служба: официальный сайт. 23.06.2025. <https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/>.

[7] Хватова Я. Указ. соч.

[8] «Справочная информация: “Пониженные налоговые ставки по УСН в субъектах Российской Федерации”». КонсультантПлюс: справочная правовая система [интернет-версия]. 23.06.2025. <https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_419295/>.

Список литературы

1. Гончаренко Л. И., Мельникова Н. П. «Налоговые инструменты стимулирования развития малого и среднего предпринимательства: исторический аспект и перспективы развития в России». Экономика. Налоги. Право 15.6 (2022): 122—133. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-6-122-133. EDN: https://elibrary.ru/CFAHLK.

2. Гурнак А. В., Назарова H.А. «Налоговое стимулирование экономического роста в России: проблемы и перспективы». Налоги и налогообложение 1 (2023): 1—16. https://doi.org/10.7256/2454-065X.2023.1.39483. EDN: https://elibrary.ru/LJOGII.

3. Джумаева Г., Джораев М. «Фискальная политика в экономике». Ceteris Paribus 3 (2023): 138—140. EDN: https://elibrary.ru/JFNCGE.

4. Заворыкин А. А. «Барьеры и риски развития отечественной системы налогового стимулирования экономического роста в контексте экологических фискальных инструментов». РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция 3 (2024): 120—126. https://doi.org/10.56584/1560-8816-2024-3-120-126. EDN: https://elibrary.ru/IRZJRW.

5. Кажибеков А. Ж., Абилдаханова С. Р. «Влияние упрощенной системы налогообложения на динамику развития малого предпринимательства в условиях региональной экономики (на примере Акмолинской области)». Вестник науки 3.5 (86) (2025): 106—111. EDN: https://elibrary.ru/SAFGJM.

6. Рогачев А. С., Логинов М. П., Усова Н. В. «Налогообложение малого бизнеса в теневой экономике». Научные труды Вольного экономического общества России 245.1 (2024): 235—258. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2024-245-1-235-258. EDN: https://elibrary.ru/RRYZQQ.

7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 2. М.; Л.: Гос. соц. эконом. изд-во, 1935. 473, [2] с.

8. Ходякова А. К., Воливок О. А. «Налогообложение: специальные налоговые режимы». Экономика и бизнес: теория и практика 3-2 (109) (2024): 164—170. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2024-3-2-164-170. EDN: https://elibrary.ru/NVNQKK.

Войти или Создать
* Забыли пароль?