ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрено текущее состояние цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства, формулируется вывод о том, что в настоящее время органы прокуратуры находятся на «переходном» этапе, где элементы цифровизации сосуществуют с традиционными методами. Рассмотрены проблемы, которые препятствуют становлению «высокотехнологичного» прокурорского надзора в сфере уголовного судопроизводства, обозначены перспективы цифровизации прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного расследования.

Ключевые слова:
уголовное судопроизводство, прокурорский надзор, концепция цифровой трансформации, единая цифровая платформа, электронное уголовное дело, ГАС ПС.
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Сегодня цифровые технологии интегрированы во все сферы общественной жизни. Не исключение и сфера государственной деятельности. Повсеместно мы слышим о внедрении искусственного интеллекта, который может повысить эффективность работы, избавить государственных служащих от выполнения рутинных задач.

Сфера уголовного судопроизводства, как и многие другие области, не осталась в стороне от влияния современных технологий. Законодатель в России, стремясь модернизировать уголовное судопроизводство и адаптировать его к современным реалиям, ввел в УПК РФ уже немало норм о применении современных технологий (применение видеоконференцсвязи (далее – ВКС) для участия в судебных заседаниях и следственных действиях, аудиозапись судебных заседаний, использование электронных документов в ходе досудебного и судебного производств). Условия проведения специальной военной операции (далее – СВО) диктуют необходимость активного использования в уголовном судопроизводстве высоких технологий. Так, по одному из уголовных дел по ч. 1 ст. 264 УК РФ после допроса один из потерпевших заключил контракт с Министерством обороны и отправился в зону СВО. После этого стороной защиты было заявлено ходатайство о проведении очной ставки с данным потерпевшим.

Непроведение данного следственного действия препятствовало бы стороне обвинения в возможности огласить показания потерпевшего в судебном заседании (ч. 2.1 ст. 281 УПК РФ), то есть показания потерпевшего были бы лишены доказательственного значения. Однако следователем было организовано проведение очной ставки между обвиняемым и потерпевшим посредством ВКС, в связи с чем сторона обвинения огласила показания участвующего в зоне СВО потерпевшего без риска признания данного доказательства недопустимым [1].

В уголовном судопроизводстве осуществление прокурором надзорной функции неразрывно связано с функцией уголовного преследования. Особый статус прокурора в уголовном судопроизводстве, координирующая роль прокуратуры в системе правоохранительных органов, осуществляющих уголовное преследование, предполагает возложение на органы прокуратуры функций оператора единой цифровой платформы электронного взаимодействия правоохранительных органов.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 11.09.2025 № 621 [2] утверждена новая Концепция цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры Российской Федерации до 2030 года (взамен ранее действовавшей Концепции, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 14.09.2017 № 627 [3]).

В соответствии с новой Концепцией по-прежнему приоритетным направлением цифровой трансформации остается высокотехнологичный надзор – формирование на основе комплексной оптимизации выполнения надзорных функций единой безопасной цифровой платформы для обеспечения электронного взаимодействия органов прокуратуры всех уровней между собой и с другими государственными органами, внедрение современных механизмов и технологий противодействия киберпреступности и правонарушениям в цифровой среде.

К сожалению, до настоящего времени такая единая цифровая платформа электронного взаимодействия не создана, хотя предыдущая Концепция цифровой трансформации, как и новая, тоже предусматривала такую цель.

На наш взгляд, наличие такой платформы будет способствовать оперативному осуществлению прокурорского надзора, оптимизирует взаимодействие прокуроров и органов предварительного расследования, а также ликвидирует значительное число отчетов в разных ведомствах.

Концептуально работа с такой онлайн-платформой должна обеспечивать возможность отслеживания всех решений с момента регистрации сообщения о преступлении до постановления приговора в суде первой инстанции, что позволит отслеживать движение уголовного дела при переходе от одной стадии к другой, то есть в рамках данной цифровой платформы предполагается формирование электронного уголовного дела, что позволит прокурорам проверять законность и обоснованность процессуальных решений в онлайн-режиме.

Преимуществом единой цифровой платформы является то, что больше не потребуется запрашивать для ознакомления обосновывающие то или иное решение материалы в органах предварительного расследования. Интерес представляет перспектива передачи в электронном виде материалов уголовных дел (материалов проверки). Прокуроры смогут путем нажатия кнопки передавать уголовные дела или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Это сэкономит человеческие ресурсы и сократит бумажную работу [4].

Оперативный и беспрепятственный доступ прокурора к материалам уголовного дела станет фактором, упреждающим собирание доказательств органами предварительного расследования с нарушением норм УПК РФ. В частности, нередки случаи, когда в материалах уголовного дела содержатся протоколы следственных действий, проведенных в один и тот же временной период, что является основанием для признания доказательств недопустимыми. Можно однозначно утверждать, что перевод уголовного дела в электронную форму исключит возможность совершения каких-либо следственных и иных процессуальных действий задним числом.

Опыт цифровизации прокурорского надзора в сфере уголовного судопроизводства имеется в Республике Казахстан.

14 октября 2025 года на заседании коллегии, посвященной эффективности мер по соблюдению конституционных прав граждан и противодействию пыткам, Генпрокурор Республики Казахстан Берик Асылов сообщил, что более 90% уголовных дел в Республике Казахстан расследуются в электронном формате. Это позволяет исключить манипуляции с уголовными делами, их бесследное удаление и корректировки невозможны, обеспечивает прозрачность и объективность процесса сбора доказательств. Стало меньше фактов незаконных задержаний граждан, обысков, выемок и волокиты при расследовании уголовных дел. В рамках надзора прокурорами отказано в согласовании 3 тысячам процессуальных решений органов уголовного преследования, тем самым не допущено вовлечение граждан в уголовную орбиту [5].

Внедрение электронного уголовного дела – это серьезный шаг, который имеет как значительные преимущества, так и потенциальные недостатки. Преимуществами электронного уголовного дела являются его доступность, отсутствие бумажной волокиты, обеспечение сохранности, повышение прозрачности и контроля. Недостатками электронного уголовного дела являются технические проблемы, необходимость обучения сотрудников специальным познаниям в сфере высоких технологий, «цифровой разрыв» (не все участники уголовного судопроизводства могут полноценно использовать цифровые технологии), кибербезопасность и защита персональных данных.

Таким образом, разработка и применение электронного уголовного дела – это лишь вопрос времени.

Кроме того, современные технологии, в том числе искусственный интеллект, оказались мощным инструментом в руках преступников. Согласно данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в первом полугодии 2025 года на деяния в сфере информационно-телекоммуникационных технологий или компьютерной информации (киберпреступления) приходится почти 40% регистрируемых преступлений, а их массив увеличился на 0,7% (371,4 тыс.). При этом в первом полугодии 2024 года число киберпреступлений выросло на 15,8%, за весь 2024 год — на 13% (до 765 тыс.). А всего за последние семь лет число преступлений в сфере IT в России увеличилось в 7,5 раза [6]. Такое положение дел требует со стороны органов прокуратуры постоянного и эффективного надзора при расследовании данной категории преступлений.

В настоящее время в органах прокуратуры существует практика (на уровне методических рекомендаций) изучения уголовных дел о преступлениях, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, по истечении 3, 10 и 30 суток с момента возбуждения уголовного дела. Это верный подход, поскольку прокурорский надзор должен быть гибким, а в делах о дистанционных хищениях, учитывая их специфику (быстрое уничтожение улик, трансграничный характер, необходимость оперативного реагирования), прокурор должен принимать решение о проверке материалов уголовных дел раньше общих сроков предварительного расследования. И наличие электронного уголовного дела как нельзя кстати в данной ситуации.

Текущее состояние цифровизации органов и организаций прокуратуры выглядит следующим образом.

Работники органов прокуратуры для выполнения должностных обязанностей обеспечены типовыми автоматизированными рабочими местами (далее – АРМ), которые подключены к единой защищенной сети передачи данных (ЕЗСПД). С использованием АРМ работники получают доступ к информационным системам и могут взаимодействовать с другими органами прокуратуры через электронную почту и ВКС, а также IP-телефонию.

На АРМ установлен автоматизированный информационный комплекс «Надзор-WEB» (далее – АИК «Надзор-WEB»), предназначенный для ведения ведомственного делопроизводства и документооборота в электронном виде. Данная программа позволяет формировать надзорные производства по уголовным делам в электронном виде, однако надзорные производства не равнозначны материалам уголовных дел, поскольку содержат только некоторые копии процессуальных документов (постановление о возбуждении уголовного дела, ходатайства следователя и дознавателя о проведении следственных действий и об избрании мер пресечения, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение (акт, постановление), а также решения суда по уголовному делу).

Еще одной информационной системой органов прокуратуры является пилотный проект «Государственная автоматизированная система правовой статистики» (далее – ГАС ПС).

По замыслу создателей ГАС ПС она должна представлять единую централизованную систему сбора, обработки и хранения статистических данных о зарегистрированных сообщениях о преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также по формированию и представлению отчетности органов прокуратуры Российской Федерации. Прокуратура выступает оператором данной системы и у надзирающего прокурора будет возможность проследить всю цепочку событий в уголовно-правовой сфере, начиная от поступления сообщения о преступлении до вступления решения суда в законную силу и его исполнения. При этом Д. В. Потапов отмечает, что данная попытка перевести в цифровую плоскость действующую модель досудебного производства обречена на неудачу в связи с сопротивлением коллег из других правоохранительных органов, а также в связи с тем, что, воспользовавшись казахским опытом оцифровки, разработчики не учли предшествующую работу по реформированию УПК Республики Казахстан, коренную реформу досудебного производства, в том числе выразившуюся в ликвидации стадии возбуждения уголовного дела в данном государстве. Нельзя не согласиться с мнением Д. В. Потапова о том, что в существующем виде ГАС ПС создаст только дополнительную нагрузку на органы предварительного расследования, поскольку необходимо будет вести параллельно бумажный и электронный документооборот [7].

Однако ГАС ПС в настоящее время проходит только опытную эксплуатацию. С 1 января 2025 года возобновлена опытная эксплуатация модуля «Учет работы прокуроров» специального программного обеспечения ГАС ПС. Программное обеспечение ГАС ПС в настоящее время позволяет лишь формировать статистическую отчетность в автоматическом режиме.

К сожалению, ввод эксплуатации ГАС ПС постоянно переносится в силу сложного и громоздкого ПО, система не всегда справляется с перегрузками. На данный момент запуск системы перенесен на 1 января 2027 года. Пока же ГАС ПС, которая разрабатывалась с целью осуществления единого государственного статического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре, не функционирует в полной мере, не обеспечивает взаимодействие с правоохранительными органами. Предполагается создание на базе ГАС ПС доступного, в том числе на мобильных устройствах, специального сервиса, с помощью которого каждый гражданин сможет подать заявление в правоохранительные органы в электронном виде [8]. Вероятно, что ГАС ПС является прообразом той самой «единой цифровой платформы», о которой идет речь в Концепции цифровой трансформации органов прокуратуры.

В настоящее время органы прокуратуры находятся на «переходном» этапе, где элементы цифровизации сосуществуют с традиционными методами. Для полной высокотехнологичности необходимо комплексное решение всех проблем, к которым, в частности, относятся обеспечение защиты от несанкционированного доступа и кибератак; недостаток квалифицированных специалистов, разбирающихся как в юриспруденции, так и в IT-технологиях; недостаточность IT-компетенций сотрудников правоохранительных органов; необходимость значительных финансовых вложений; недостаточная технологическая оснащенность; вопрос импортозамещения компонентов информационных систем. Отсутствие четкого правового регулирования электронного уголовного дела, электронной цифровой подписи в рамках уголовно-процессуального законодательства тормозит внедрение современных технологий.

«Высокотехнологичным» прокурорский надзор в сфере уголовного судопроизводства пока назвать сложно, но хочется верить, что в рамках реализации новой Концепции «цифровая прокуратура» будет соответствовать ожидаемым результатам, назначению уголовного судопроизводства и оптимизирует работу как органов предварительного расследования, так и сотрудников прокуратуры.

Список литературы

1. Уголовное дело № 1-100/2025 Тальменского районного суда Алтайского края (УИД 22RS0051-01-2025-000816-71).

2. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 11.09.2025 № 621. [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс: справ.-правовая система. 1997-2025. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_514574 (дата обращения: 19.10.2025).

3. Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14.09.2017 № 627. [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс: справ.-правовая система. 1997-2025. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278651 (дата обращения: 19.10.2025).

4. Таболина К. А., Таболин В. П. Надзор прокурора в уголовном судопроизводстве в условиях развития цифровых отношений // Актуальные проблемы российского права. 2023. № 4. С. 115-123. DOI:https://doi.org/10.17803/1994-1471.2023.149.4.115-123. EDN: https://elibrary.ru/NRLZKN

5. Более 90% уголовных дел расследуются в электронном формате // Генпрокурор // портал ProSud.kz: [сайт]. URL: https://prosud.kz/novosti/1022878-bolee-90-ugolovnykh-del-rassleduyutsya-v-elektronnom-formate--genprokuror.html (дата обращения: 19.10.2025).

6. Генпрокуратура России рассказала о ситуации с киберпреступлениями в стране // канал RT: [сайт]. URL: https://russian.rt.com/russia/news/1510178-genprokuratura-rossiya-kiberprestupleniya (дата обращения: 19.10.2025).

7. Потапов Д. В. О создании цифровой платформы взаимодействия в ходе досудебного производства надзирающего прокурора и органа предварительного расследования // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 1 (45).

8. Капинус О. С. Цифровизация деятельности органов прокуратуры: настоящее и будущее // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2018. № 4 (66). С. 5-10. EDN: YAAGCD.

Войти или Создать
* Забыли пароль?