В статье рассматривается вопрос об использовании Единого портала государственных и муниципальных услуг при подаче документов в ВУЗ. В условиях дисбаланса выбора выпускниками дисциплин для сдачи ЕГЭ выделяются преимущества и недостатки использования суперсервиса «Поступление в ВУЗ онлайн» как для абитуриента, так и для ВУЗа. Особое внимание уделяется особенностям клипового восприятия информации при работе в суперсервисе.
право на образование, приемная кампания, суперсервис «Поступление в ВУЗ онлайн», предоставление услуг.
Информатизация в сфере предоставления образовательных услуг привела к существенным изменениям в организации проведения приемной кампании в ВУЗе. В Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (ЕПГУ) расширяются возможности для использования онлайн-услуг в различных сферах. На протяжении нескольких лет было внедрено более 20 суперсервисов по предоставлению услуг в различных сферах. Данная тенденция говорит о расширении возможностей по удаленному получению услуги. Цифровизация стала неотъемлемой частью развития российского государства [1], и образование не стало исключением [2].
С 2020 года работает суперсервис «Поступление в ВУЗ онлайн». Данный сервис используется при поступлении на программы бакалавриата и специалитета. Использование суперсервиса позволяет исключить человеческий фактор и сделать процесс поступления в ВУЗ «прозрачным» [3]. Использование ЕПГУ делает услугу доступнее и сокращает возможность для коррупционных проявлений. В научной литературе на протяжении нескольких лет идет обсуждение преимуществ и недостатков данного сервиса [4, 5], но каждая приемная кампания дает основания для анализа системы набора.
Любое нововведение в обществе вызывает различные оценки. Суперсервис «Поступление в ВУЗ онлайн» характеризуется как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Во-первых, самым явным преимуществом является экономия времени [4]. Подать документы и раньше можно было разными способами (лично, через сайт ВУЗа, по почте), при этом ситуацию в каждом ВУЗе нужно было отслеживать через различные ресурсы. Использование одного ресурса экономит временные затраты. Кроме того, позволяет ежегодно выявлять недостатки и совершенствовать получение услуги.
Во-вторых, суперсервис выстраивает рейтинг абитуриентов с учетом всех поданных заявлений и указанного приоритета поступления. Данная опция является очень удобной для приемной комиссии, но не всегда понятна для абитуриента. Абитуриент выбирает направления подготовки, как правило, ориентируясь на набор ЕГЭ. При этом фактически абитуриент имеет четкое представление, на каком направлении он хочет учиться, дополнительно в заявлении указываются и иные направления, просто так или по наставлению родителей. Абитуриент полагает, что если он «не пройдет» на бюджетное место, то до конца августа сможет обратиться в ВУЗ и заключить договор на платное обучение. Фактически ВУЗ зачисляет студента на бюджетное место с учетом приоритета, и это не всегда то направление, которое было заявлено как первое по приоритету. Такие ситуации возникают постоянно. Теоретически отозвать заявление абитуриент может, но тогда возникает проблема у ВУЗа. К моменту, когда абитуриент решил отозвать заявление, в рейтинге может не остаться желающих поступать (абитуриенты уже определились и ушли на другие направления или в иные ВУЗы). Последние два года у некоторых ВУЗов складывается парадоксальная ситуация. Сначала ВУЗ зачисляет студентов на бюджетные места, и некоторым из желающих вынужден отказать как не прошедшим по конкурсу. Потом в течение августа поступившие абитуриенты отчисляются, поскольку они не хотят учиться по второму или третьему приоритету на бюджете, и идут на платные места. А ВУЗ вынужден идти на дополнительный набор и «лихорадочно» находить новых абитуриентов, поскольку те, которым отказали как не прошедшим по конкурсу, уже «определились» со своим выбором. Провести дополнительный набор очень сложно. На практике необходимость дополнительного набора возникает на программах с непопулярным сочетанием ЕГЭ (в силу сложности дисциплин).
В-третьих, у современных выпускников школ развито клиповое мышление, что накладывает отпечаток на восприятие информации [6]. Правила поступления достаточно объемные, абитуриент не читает их полностью. При работе в гаджетах у молодежи сложилась привычка пропускать информацию и ставить «галочки» в нужных местах (например, «согласен, условия принимаю»). При подаче документов лично в приемной комиссии сотрудник проговаривает значимые вопросы (например, сроки совершения тех или иных действий), или предлагает сфотографировать какую-либо информацию, чтобы она была всегда с собой. Клиповое восприятие информации стало проблемой современной молодежи [6]. Информатизация требует некой готовности не просто пользоваться техникой, но осознавать процессы, последствия, значимость информации и т. д. Не случайно в научной литературе появился термин «правовая культура информационно-цифрового общества» [7]. Если получение услуги требует однократного действия (подача заявления), то в таком случае молодежь очень быстро осваивает работу в суперсервисе. В случае с поступлением в ВУЗ, действий должно быть несколько, нужно понимать весь процесс, а для этого необходимо внимательно изучить правила приема. Часто абитуриенты руководствуются альтернативными источниками информации, чтобы не изучать правила приема, и это тоже имеет негативные последствия. Отсутствие системного мышления и целостного представления о приемной кампании приводит к самонадеянности.
В-четвертых, при личной подаче документов всегда можно идентифицировать личность. При работе в ЕПГУ требуется код подтверждения, который абитуриент получает на телефон. Такая степень защиты является неэффективной, когда речь идет о взаимоотношениях детей и родителей. Взгляд на необходимость образования и выбор направления подготовки и города у детей и родителей разный. Родитель имеет возможность зайти от имени абитуриента и внести изменения в заявление. На практике возникают ситуации, когда абитуриент забирает документы из ВУЗа, потому что родитель внес свои коррективы.
Суперсервис «Поступление в ВУЗ онлайн» имеет недостатки. В качестве существенного недостатка можно назвать отсутствие учета специфики направления подготовки. Например, согласно п. 1.3 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», «обучение по программе бакалавриата допускается в заочной форме лиц, имеющих среднее профессиональное образование по специальности, входящей в укрупненную группу специальностей среднего профессионального образования 40.00.00 Юриспруденция или при получении лицами второго или последующего высшего образования». Выпускник школы, или среднего профессионального образования (СПО) по иному направлению может обучаться только очно или очно-заочно. На заочное обучение могут поступать лица, получившие образование по направлению подготовки «Юриспруденция». Если выпускник СПО подает заявление через суперсервис «Поступление в ВУЗ онлайн» на заочную форму, то сервис не учитывает требования ФГОС ВО. В ВУЗе в личных данных абитуриента видно уровень образования и наименование образовательного учреждения, наименования направления подготовки нет. Если приемная комиссия смогла дозвониться до абитуриента (так бывает не всегда, поскольку многие на звонки с незнакомых номеров не отвечают), то тогда абитуриент получит информацию. В противном случае абитуриент узнает информацию, когда уже истекли сроки подачи заявлений. Образовательные стандарты абитуриенты не читают.
Таким образом, подача документов через ЕПГУ имеет как положительные, так и отрицательные стороны, и предполагает определенный уровень «культуры работы» с информацией. Иначе говоря, развитие технологий требует умения работать с информацией.
1. Курбатова С. М. Цифровизация российского государства: некоторые аспекты // Цифровые технологии в юриспруденции: генезис и перспективы: Материалы I Международной межвузовской научно-практической конференции, Москва, 28 февраля 2020 года. Москва: Красноярский государственный аграрный университет. 2020. С. 86-89. EDN: CGYHAM.
2. Трашкова С. М. Информационные технологии в образовании: теоретико-правовые аспекты // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2016. № 3. С. 47-51. EDN: VOCIOP.
3. Кожин Д. Н. Цифровизация как фактор повышения эффективности правоприменения (на примере суперсервиса «Поступление в вуз онлайн») // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Самара, 01-02 июня 2023 года. Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2023. С. 106-108. EDN: PVZJMT.
4. Сафиуллин Н. А., Фассахова Г. Р., Нежметдинова Ф. Т. Развитие суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» в условиях цифровой трансформации высшего образования // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2021. Т. 16, № 3(63). С. 154-159. EDN: PPHHKE. DOI: https://doi.org/10.12737/2073-0462-2021-154-159
5. Шеина Т. В. Проведение приемной кампании с использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» портала Госуслуг при организации образовательной деятельности по договорам об оказании платных образовательных услуг // Пенитенциарная наука: вопросы теории и практики : сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава ВИПЭ ФСИН России: в 2 частях. Вологда: Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2023. С. 210-214. EDN: QYPLDW.
6. Наумкина В. В. Цифровизация и юридическое образование // Аграрное и земельное право. 2022. № 5(209). С. 19-22. DOI:https://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_5_19. EDN: https://elibrary.ru/ZUSEMI
7. Колмаков В. Ю., Курбатова С. М. Правовая культура информационно-цифрового общества // Правовое воспитание и преодоление правового нигилизма молодежи : Материалы региональной (межвузовской) научно-практической конференции, Красноярск, 06 ноября 2020 года. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2021. С. 37-39. EDN: BXJQZL.



