The article discusses the issue of using a Unified portal of state and municipal services when applying to a university. In the context of the imbalance in the choice of disciplines for graduates to take the Unified State Exam, the advantages and disadvantages of using the Online University Admission superservice for both applicants and universities are highlighted. Special attention is paid to the peculiarities of clip perception of information when working in a superservice.
right to education, admission campaign, online university admission superservice, provision of services.
Информатизация в сфере предоставления образовательных услуг привела к существенным изменениям в организации проведения приемной кампании в ВУЗе. В Федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (ЕПГУ) расширяются возможности для использования онлайн-услуг в различных сферах. На протяжении нескольких лет было внедрено более 20 суперсервисов по предоставлению услуг в различных сферах. Данная тенденция говорит о расширении возможностей по удаленному получению услуги. Цифровизация стала неотъемлемой частью развития российского государства [1], и образование не стало исключением [2].
С 2020 года работает суперсервис «Поступление в ВУЗ онлайн». Данный сервис используется при поступлении на программы бакалавриата и специалитета. Использование суперсервиса позволяет исключить человеческий фактор и сделать процесс поступления в ВУЗ «прозрачным» [3]. Использование ЕПГУ делает услугу доступнее и сокращает возможность для коррупционных проявлений. В научной литературе на протяжении нескольких лет идет обсуждение преимуществ и недостатков данного сервиса [4, 5], но каждая приемная кампания дает основания для анализа системы набора.
Любое нововведение в обществе вызывает различные оценки. Суперсервис «Поступление в ВУЗ онлайн» характеризуется как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Во-первых, самым явным преимуществом является экономия времени [4]. Подать документы и раньше можно было разными способами (лично, через сайт ВУЗа, по почте), при этом ситуацию в каждом ВУЗе нужно было отслеживать через различные ресурсы. Использование одного ресурса экономит временные затраты. Кроме того, позволяет ежегодно выявлять недостатки и совершенствовать получение услуги.
Во-вторых, суперсервис выстраивает рейтинг абитуриентов с учетом всех поданных заявлений и указанного приоритета поступления. Данная опция является очень удобной для приемной комиссии, но не всегда понятна для абитуриента. Абитуриент выбирает направления подготовки, как правило, ориентируясь на набор ЕГЭ. При этом фактически абитуриент имеет четкое представление, на каком направлении он хочет учиться, дополнительно в заявлении указываются и иные направления, просто так или по наставлению родителей. Абитуриент полагает, что если он «не пройдет» на бюджетное место, то до конца августа сможет обратиться в ВУЗ и заключить договор на платное обучение. Фактически ВУЗ зачисляет студента на бюджетное место с учетом приоритета, и это не всегда то направление, которое было заявлено как первое по приоритету. Такие ситуации возникают постоянно. Теоретически отозвать заявление абитуриент может, но тогда возникает проблема у ВУЗа. К моменту, когда абитуриент решил отозвать заявление, в рейтинге может не остаться желающих поступать (абитуриенты уже определились и ушли на другие направления или в иные ВУЗы). Последние два года у некоторых ВУЗов складывается парадоксальная ситуация. Сначала ВУЗ зачисляет студентов на бюджетные места, и некоторым из желающих вынужден отказать как не прошедшим по конкурсу. Потом в течение августа поступившие абитуриенты отчисляются, поскольку они не хотят учиться по второму или третьему приоритету на бюджете, и идут на платные места. А ВУЗ вынужден идти на дополнительный набор и «лихорадочно» находить новых абитуриентов, поскольку те, которым отказали как не прошедшим по конкурсу, уже «определились» со своим выбором. Провести дополнительный набор очень сложно. На практике необходимость дополнительного набора возникает на программах с непопулярным сочетанием ЕГЭ (в силу сложности дисциплин).
В-третьих, у современных выпускников школ развито клиповое мышление, что накладывает отпечаток на восприятие информации [6]. Правила поступления достаточно объемные, абитуриент не читает их полностью. При работе в гаджетах у молодежи сложилась привычка пропускать информацию и ставить «галочки» в нужных местах (например, «согласен, условия принимаю»). При подаче документов лично в приемной комиссии сотрудник проговаривает значимые вопросы (например, сроки совершения тех или иных действий), или предлагает сфотографировать какую-либо информацию, чтобы она была всегда с собой. Клиповое восприятие информации стало проблемой современной молодежи [6]. Информатизация требует некой готовности не просто пользоваться техникой, но осознавать процессы, последствия, значимость информации и т. д. Не случайно в научной литературе появился термин «правовая культура информационно-цифрового общества» [7]. Если получение услуги требует однократного действия (подача заявления), то в таком случае молодежь очень быстро осваивает работу в суперсервисе. В случае с поступлением в ВУЗ, действий должно быть несколько, нужно понимать весь процесс, а для этого необходимо внимательно изучить правила приема. Часто абитуриенты руководствуются альтернативными источниками информации, чтобы не изучать правила приема, и это тоже имеет негативные последствия. Отсутствие системного мышления и целостного представления о приемной кампании приводит к самонадеянности.
В-четвертых, при личной подаче документов всегда можно идентифицировать личность. При работе в ЕПГУ требуется код подтверждения, который абитуриент получает на телефон. Такая степень защиты является неэффективной, когда речь идет о взаимоотношениях детей и родителей. Взгляд на необходимость образования и выбор направления подготовки и города у детей и родителей разный. Родитель имеет возможность зайти от имени абитуриента и внести изменения в заявление. На практике возникают ситуации, когда абитуриент забирает документы из ВУЗа, потому что родитель внес свои коррективы.
Суперсервис «Поступление в ВУЗ онлайн» имеет недостатки. В качестве существенного недостатка можно назвать отсутствие учета специфики направления подготовки. Например, согласно п. 1.3 Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», «обучение по программе бакалавриата допускается в заочной форме лиц, имеющих среднее профессиональное образование по специальности, входящей в укрупненную группу специальностей среднего профессионального образования 40.00.00 Юриспруденция или при получении лицами второго или последующего высшего образования». Выпускник школы, или среднего профессионального образования (СПО) по иному направлению может обучаться только очно или очно-заочно. На заочное обучение могут поступать лица, получившие образование по направлению подготовки «Юриспруденция». Если выпускник СПО подает заявление через суперсервис «Поступление в ВУЗ онлайн» на заочную форму, то сервис не учитывает требования ФГОС ВО. В ВУЗе в личных данных абитуриента видно уровень образования и наименование образовательного учреждения, наименования направления подготовки нет. Если приемная комиссия смогла дозвониться до абитуриента (так бывает не всегда, поскольку многие на звонки с незнакомых номеров не отвечают), то тогда абитуриент получит информацию. В противном случае абитуриент узнает информацию, когда уже истекли сроки подачи заявлений. Образовательные стандарты абитуриенты не читают.
Таким образом, подача документов через ЕПГУ имеет как положительные, так и отрицательные стороны, и предполагает определенный уровень «культуры работы» с информацией. Иначе говоря, развитие технологий требует умения работать с информацией.
1. Kurbatova S. M. Digitalization of the Russian state: some aspects. In: Digital technologies in jurisprudence: genesis and prospects: Proceedings of the I International Interuniversity Scientific and Practical Conference (Moscow, 28.02.2020). Moscow: Krasnoyarsk State Agrarian University Publ.; 2020: 86-89. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/CGYHAM
2. Trashkova S. M. Information technologies in education: theoretical and legal aspects. Modern educational technologies in the global educational space. 2016; 3: 47-51. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/VOCIOP
3. Kozhin D. N. Digitalization as a factor in improving the effectiveness of law enforcement (using the example of the Online University Admission superservice). In: Penitentiary security: national traditions and foreign experience: Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international Participation (Samara, 01-02.06.2023). Samara: Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia Publ.; 2023: 106-108. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/PVZJMT
4. Safiullin N. A., Fassakhova G. R., Nezhmetdinova F. T. Development of the online university Admission superservice in the context of digital transformation of higher education. Bulletin of Kazan State Agrarian University. 2021; 3(63): 154-159. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.12737/2073-0462-2021-154-159; EDN: https://elibrary.ru/PPHHKE
5. Sheina T. V. Conducting an admission campaign using the superservice "Admission to university online" of the portal of Public Services for the organization of educational activities under contracts for the provision of paid educational services. In: Penitentiary science: issues of theory and practice: collection of scientific papers of the faculty of the Higher School of Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia: in 2 parts. Vologda: Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service Publ.; 2023: 210-214. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/QYPLDW
6. Naumkina V. V. Digitalization and legal education. Agrarian and Land Law. 2022; 5(209): 19-22. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_5_19; EDN: https://elibrary.ru/ZUSEMI
7. Kolmakov V. Yu., Kurbatova S. M. Legal culture of the information and digital society. In: Legal education and overcoming the legal nihilism of youth: Proceedings of the regional (interuniversity) scientific and practical conference, (Krasnoyarsk, 06.11.2020). Krasnoyarsk: Krasnoyarsk State Agrarian University Publ.; 2021: 37-39. (In Russ.). EDN: https://elibrary.ru/BXJQZL



