ИНДИВИДУАЛИЗМ В ПОНИМАНИИ ЦЕННОСТИ «ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА» СТАРШЕКЛАССНИКАМИ И СТУДЕНТАМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Анализируется специфика понимания российской молодежью традиционных ценностей. Методом качественно-количественного контент-анализа ответов респондентов выявлена позиция индивидуализма в понимании ценности «Права и свободы человека», обусловленная отношением к правам и свободам как к возможностям в самовыражении и самореализации, не предполагающим ответственности перед обществом. Отмечено, что контроль государства за использованием прав и свобод воспринимается со стороны индивидуалистической трактовки как нарушение прав. На основе выявленных дефицитов в просвещении молодежи определены направления мер по формированию понимания ценности «Права и свободы человека» у старшеклассников и студентов, составлен комплекс воспитательных мероприятий с учетом гуманистических и патриотических принципов.

Ключевые слова:
традиционные ценности, права и свободы, молодежь, старшеклассники, студенты, понимание ценностей, контроль государства, индивидуализм, воспитательные мероприятия, просвещение молодежи
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

m07s03a20

Введение. Идеология, основанная на традиционных ценностях, и факторы ее разрушения

В Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» подчеркивается, что идеологическое и психологическое воздействие на граждан со стороны антигуманистических организаций ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей. В соответствии с Указом, «традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»[1]. К элементам деструктивной идеологии относятся «культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений»[2].

Ключевыми факторами продвижения деструктивной идеологии считаются информационные технологии и глобализация. Согласно исследованиям ценностных ориентаций молодежи, наиболее приоритетными для нее выступают ценности материального достатка, карьеры, общения, самовыражения, индивидуализма (Бегичева и др., 2017). Кроме того, отмечается тенденция к подмене или размытию понятий традиционных российских ценностей (Тихонова, 2024), помимо прочего посредством массовой культуры и рекламы (Богатырева, 2015).

Актуальность изучения сущности традиционных духовно-нравственных ценностей обусловлена противоречием: с одной стороны, важно укреплять в обществе установки на коллективное взаимодействие, взаимоуважение и труд; с другой стороны, молодые люди стремятся к индивидуализму и выбору соответствующего образа жизни: отказываются от детей и семьи, отдают предпочтение удовольствиям, путешествиям и т. п.[3] (Журавлева и др., 2023).

Традиционные ценности предполагают приоритет духовного над материальным и общественного над личным, а это воспринимается современной молодежью как ущемление прав на самоопределение, личное пространство и свободу. В соответствии с этим особую значимость приобретает проблема понимания молодежью ценности «Права и свободы человека». Важно выявить, какой смысл вкладывают современные старшеклассники и студенты в трактовку понятий прав и свобод и какие риски воспитания детей и подростков влечет за собой искаженная трактовка. Для решения этих задач целесообразно сочетать теоретическое исследование в рамках объема понятия «Права и свободы человека» с эмпирической работой по выявлению специфики понимания данной ценности старшеклассниками.

Нормативный аспект трактовки ценности «Права и свободы человека» и основные угрозы ее нивелирования

В действующей Конституции РФ права и свободы человека признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — обязанностью государства[4]. В этот документ также введено разграничение между правами и свободами человека и правами и свободами гражданина. Ученый-юрист, государственный деятель Б. С. Эбзеев определяет права человека как возможности, установленные для граждан, иностранцев и лиц без гражданства. Объем этих прав, по мнению ученого, нормируется международным стандартом прав человека, который должен обеспечиваться государствами в соответствии с конституционными процедурами. Перечень прав человека более узкий, чем перечень прав гражданина (Эбзеев, 2016). По определению Е. Н. Мальцевой и Д. С. Сердарова, «права человека — это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а только того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством» (Мальцева, Сердаров, 2019: 1.5: 825). Конституционные права и свободы связаны с государственной гарантией права на жизнь, образование и труд, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и жилища, свободы мысли, слова, совести и других прав[5].

Сегодня особой проблемой является коммерциализация темы прав и свобод, превращение ее в маркетинговую и идеологическую стратегию воздействия на общество, и в первую очередь на молодежь как на аудиторию активных пользователей интернета и потребителей информации и товаров. Возникают разнообразные «правозащитные» движения; протестная идеология определяет стратегию движений, это — публикация манифестов, организация сетевых и массовых событий, онлайн-активизм (Белокрылова, Лазарев, 2020; Бараш и др., 2020). Цели этих движений порождены проблемами социального неравенства и молодежных ценностей индивидуальности и самовыражения; «правозащитные» движения стимулируют и направляют интерес молодых людей к теме борьбы за права таким образом, что нивелируется гуманистический смысл борьбы как деятельности, а внимание молодежи сосредотачивается на процессе борьбы как протеста. Успех такой борьбы обусловлен возможностью широкой трактовки понятия прав и свобод человека, с одной стороны, и поверхностным представлением молодежи о данной ценности, ее общественном значении, с другой стороны. Примером трансформации ценности можно считать различия в движениях протеста, действующих в разных странах. «Современной Европе, — пишет А. Н. Ильин, — свойственно отстаивать не просто свободу самовыражения абстрактного человека, но также жестокого преступника и морально ограниченного индивида (называемого политкорректными наименованиями), свобода которого оказывает деструктивное влияние на общество и становится фактором ограничения свободы (и отнимания жизни) других — законопослушных — людей» (Ильин, 2020: 26.3: 229).

Ценность «Права и свободы человека» в плане исторического развития: особенности и противоречия

Права человека возникают как первоначально выраженная социальная потребность в достижении достойного уровня жизни. Реализация этой потребности сопровождается классовой борьбой: противоборством сословий, политических сил, восстаниями народа (Рыбаков, 2023). Проблема определения прав и свобод человека связана с пониманием справедливости. Философы Древней Греции, разрабатывая теоретические основы прав для государства, исходили из неравенства сословий, учитывая право господина владеть своей собственностью — рабом. В период Средневековья доминировал принцип «право — привилегия», закрепляющий ряд прав за представителем определенного сословия. Отметим религиозный характер понимания прав того времени, выраженный в идее равенства людей перед Богом, не предполагающий юридического равенства. Размышляя о правах и свободах, Дж. Локк писал, что «…закон в его подлинном смысле представляет собой не столько ограничение, сколько руководство для свободного и разумного существа в его собственных интересах и предписывает только то, что служит на общее благо тех, кто подчиняется этому закону. <…> Таким образом, несмотря на всевозможные лжетолкования, целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы» (Локк, 2023: 125). Английский философ видел в ограничениях свободы общественное благо, способствующее соблюдению прав всех за счет ограничения свободы каждого. Характеризуя дальнейший путь развития права, О. Ю. Рыбаков пишет: «Путь, ведущий к институту прав человека, имеет несколько характеристик. Одна из них — это борьба внутри привилегированных сословий и этих сословий с монархом за упорядочивание прав и обязанностей. Это борьба не обездоленных за достижение приемлемого качества жизни, но это достижение социального компромисса между центральной и региональной властью и борьба за удержание возможностей, дарованных в силу сословной принадлежности. В других случаях идея прав человека реализуется через установление суверенитета (Декларация независимости США 1776 г.) и обретение независимости от влияния другого государства» (Рыбаков, 2023: 76.12: 150). Следовательно, борьба за права — это социальная и политическая деятельность, связанная с интересами групп людей и ориентированная на распределение власти.

Естественно полагать, что ценность «Права и свободы человека» подразумевает уважение, защиту личности и ее достоинства. Это утверждение может быть не связанным с какой-либо политической активностью, однако оно означает соблюдение каждым конституционных, юридически закрепленных государством возможностей и обязанностей — в интересах человека и общества.

Существует мнение, что разделение между понятиями «право» и «свобода» условно. И то, и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека (Казаков, 2007; Козлова, Кутафин, 2023; Мирзагитова, 2021). Некоторые авторы расширяют данный принцип и включают в состав ценности «Права и свободы человека» не только человека, его права и свободы, но и обязанности, которые можно рассматривать как одну из гарантий прав и свобод (Лихолетова, 2007). Определяя понятия, Н. И. Строганова пишет: «Право — это возможность поступать тем или иным образом, действовать или воздержаться от действия (то есть, это свобода выбора поведения). Но ведь такое определение вполне применимо и к свободе. Вместе с тем, следует полагать, что свобода более широкое понятие нежели право, поскольку означает, в свою очередь, более широкие (неопределенные) возможности индивидуального выбора, в то время как термин «право» скорее конкретизирует возможные действия лица» (Строганова, 2021: 3: 299—300).

В рамках направленности нашего исследования от юридической трактовки понятий прав и свобод перейдем к философской и воспитательной. Известный педагог-новатор С. Л. Соловейчик писал: «Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть “свобода-от” — свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения — и есть “свобода-для” — внутренняя свобода человека для его самоосуществления» (Соловейчик, 2019: 152). Здесь применяется трактовка И. М. Берлина, подразумевающая две свободы — негативную и позитивную (Берлин, 2014). С одной стороны, свобода представляется как отсутствие — внешних препятствий, барьеров, ограничений или вмешательства. С другой стороны, свобода есть присутствие — внутреннего контроля, самообладания, самоопределения или самореализации. Сложность воспитания С. Л. Соловейчик видел в противоречии между внешней и внутренней свободой, поскольку первая часто привлекательнее и легче второй: «Действительно свободный человек не выбирает из готового и предложенного, жизнь не магазин, не склад возможностей, пусть даже и богатых, человек не покупатель, не потребитель возможностей, он создает свое, и вот этот момент сотворения собственной жизни и дает наслаждение свободой» (Соловейчик, 2019: 168). Регулятором внутренней свободы, по мнению педагога, выступает совесть — как стремление человека к правде и справедливости, причем свобода как высшая ценность «не требует жертвоприношения» (Соловейчик, 2019: 155). Упоминая о жертвоприношении, С. Л. Соловейчик предостерегает от одержимости идеей свободы и от фанатизма в ее достижении.

Подчеркнем, что две стороны свободы — внутренняя и внешняя — в равной мере связаны с обществом. Безусловно, внутренне свободный человек не зависит от толпы и способен иметь свой личный взгляд, свободен от предубеждений, зависти и корысти, вместе с тем он не свободен от совести — чувства ответственности перед другими за свои поступки. Обращает на себя внимание индивидуалистическая позиция в понимании свободы, подробно представленная Ж. Бодрийяром в работе «Общество потребления». Автор описывает процесс «освобождения» (труда, личности, отношений, свободного времени) как необходимое условие существования системы потребления, основанной на индивидуалистической идеологии и ценностях наслаждения и игры, персонализации, индивидуального престижа, имеющих знаковый (статусный) характер. Свобода внешняя понимается как свобода выбора из предлагаемых рекламой моделей — стилей (одежды, поведения, жизни), образов, товаров, услуг, ведущая к внутренней пассивности и равнодушию. Все права человека сводятся к «естественному праву на изобилие», превращенному в сознании потребителя в чудо без связи с историей, развитием и трудом (Бодрийяр, 2024). Такое понимание свободы и прав может приводить к их безответственному использованию или необоснованным требованиям.

На современном этапе развития социальных институтов права человека признаны институтом: в регионах Российской Федерации действуют Уполномоченные по правам человека и Уполномоченные по правам ребенка. Несмотря на государственное регулирование и гарантии, сегодня права и свободы человека становятся объектом споров и манипуляций. Как отмечает А. В. Корнев, «принимая во внимание различие цивилизационных общностей, мы вынуждены признать, что одинакового понимания прав человека нет и быть не может. Его можно лишь навязать всеми способами, что мы и наблюдаем сегодня» (Корнев, 2022: 14). Современные ученые отмечают угрозу ценности «Права и свободы человека», которую несет идея «неразборчивой толерантности» и «всеобщего принятия», восходящая к работе Г. Маркузе «Репрессивная толерантность». Автор считает, что толерантность не может быть безразличной и неразборчивой в отношении содержания слов и действий, она не должна защищать ложные слова и неправильные действия, поскольку это превращает толерантность в инструмент сохранения рабства (Маркузе, 2011). Суть идеи «неразборчивой толерантности» описывает Л. И. Пахарь: «…Толерантность как терпимое и уважительное отношение не предполагает неразборчивости в оценках. Никто в здравом уме не будет одинаково относиться, например, к убийце, насильнику и праведнику. Следовательно, к фашистским взглядам и действиям не может быть терпимое и тем более уважительное отношение» (Пахарь, 2019: 2: 81). А. Н. Ильин подчеркивает: «Защита прав человека и его достоинства не должна доходить до такого уровня, когда она подрывает нравственные устои общества, приводит к отказу от общечеловеческих моральных универсалий (которые позволяют обществам сохранять себя) и диалектически перетекает в наступление на права человека. Обеспечение прав личности не должно переступать границу, когда оно превращается в угрозу существованию общества» (Ильин, 2020: 26.3: 233). Таким образом, уже на теоретическом уровне понимания ценности «Права и свободы человека» имеются противоречия, которые допускают деструктивное влияние протестного контента и соответствующих активностей на молодежь как на целевую аудиторию.

Сложности специфики понимания прав и свобод человека молодежью

Воспитательная работа по правовому просвещению подростков и молодежи может иметь негативные последствия, если она ведется с позиций индивидуализма: провозглашается приоритет личного над общественным, молодежь подробно информируется о правах и ей недостаточно разъясняются обязанности. Молодые люди могут не понимать связи между правами и обязанностями, свободой и ответственностью и ошибочно воспринимать обязанности как навязывание и ущемление своих прав. Грамотность построения работы по укреплению традиционной российской ценности «Права и свободы человека» зависит от учета специфики понимания этой ценности молодежью: содержание информационных и просветительских мероприятий должно соответствовать выявленным особенностям и учитывать дефициты в просвещении молодежи.

С этой целью в октябре 2024 г. кафедрой непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета было проведено анкетирование студентов и старшеклассников по вопросам традиционных российских ценностей. Выборка составила 204 человека, из них 101 — студенты Ивановского государственного университета в возрасте от 18 до 28 лет. Наряду со студентами на вопросы ответили 103 учащихся 10—11 классов школ Ивановской области. Методом сбора данных послужило анонимное анкетирование с использованием электронных форм. Методом исследования избран качественно-количественный контент-анализ ответов, ввиду точного измерения с использованием операциональных дефиниций абстрактных конструктов. Методика анализа текстовых ответов респондентов включает изучение семантического содержания ответа, выявление единиц анализа и семантических элементов текста — индикаторов.

Результаты анкетирования старшеклассников

В рамках анкетирования респондентам предлагалось объяснить простыми словами, что такое права и свободы человека. В результате качественного анализа установлено следующее: 40 % ответов респондентов носят индивидуалистический характер понимания ценности прав и свобод; 36 % ответов имеют нейтральный характер; 15 % — отражают коллективистские взгляды; 5 % — юмористического характера; часть анкет свидетельствуют, что респонденты затруднились ответить на вопрос (4 %).

Обозначим наиболее показательные примеры определений старшеклассниками ценности «Права и свободы человека». Позиции индивидуализма соответствуют следующим высказываниям: «Делай все, что хочешь, главное — не вреди никому»; «Это возможность отстаивать свои права, защищенные государством»; «Это то, что дает государство жителям для хорошей жизни». Многие респонденты перечисляли известные им права и объясняли их значение через важность соблюдения индивидуальных интересов: «У каждого есть свои права, к примеру, право слова или право выбора. Поэтому твои собеседники должны выслушать тебя и принять твою точку зрения». Приведенный ответ состоит из двух противоречащих друг другу высказываний и представляет собой иллюстрацию искаженного понимания ценности прав и свобод, смещенного в сторону личных интересов респондента.

Нейтральные ответы были связаны с перечислением прав и свобод, утверждением значимости их соблюдения. В большинстве случаев старшеклассники не задумывались над общественным значением ценности; в ходе анкетирования выявлено отношение к ней как к данности, или конституционной обязанности, или возможности: «Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения»; «Это правила в жизни, которые ты обязан соблюдать»; «Это установленные в законе возможности человека». Отметим, что в ряде случаев старшеклассники разграничивали права и свободы, определяя первые как обязательное, продиктованное государством, а второе — как выбор и возможности человека: «Права — правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. Свободы — возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей»; «Это то, что есть у человека с рождения и то, что он приобретает в течение всей жизни, это возможности человека, которые защищает государство, и области деятельности, в которые оно не должно вмешиваться»; «Права — это то, что можно делать, свободы — это безграничное право на все, что угодно». Таким образом, старшеклассники полагают, что ценность прав — в возможности делать выбор, реализовывать цели, и в государственной защите этой возможности, а ценность свобод — в отсутствии ограничения деятельности.

Ответы, которые мы соотнесли с коллективистским или социальным пониманием ценности, были связаны с объяснением общественного смысла прав и свобод, а также ответственности, которую подразумевает их наличие: «Это правила для каждого человека, созданные для обеспечения порядка в стране»; «Права и свободы человека, это правила, которые должен соблюдать каждый человек, ведь если бы их не придумали, то все граждане делали бы все, что им захотелось, тем самым был бы беспорядок и много недопонимания и преступлений»; «Это возможности человека, которые ему доступны, и обязательства, которые у него есть». В ряде ответов респонденты подчеркивали, что «Права и свободы — это то, что человек может делать. Не должен, а может», причем государство старшеклассники воспринимают как безусловную защиту и одностороннюю помощь: «Права человека — это возможности, установленные государством. Свободы человека — это те области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться, это возможности самостоятельного выбора своего поведения». Молодежь готова принимать от государства права, свободы, возможности и поддержку, но давать что-то взамен или испытывать государственный контроль не готова, считая это нарушением прав.

Среди основных прав и свобод старшеклассники упоминали следующие: право на жизнь, образование, труд, создание семьи, защиту чести и достоинства, а также право выбора, право на свободу, безопасность и счастье, свободу слова, свободу мысли. Причем наиболее часто упоминаемым в ответах респондентов оказалось право выбора — 14 ответов. На какой именно выбор имеют право участники опроса, осталось неясным.

Приведем слова, наиболее часто повторяемые в ответах старшеклассников: возможность — 31, государство — 20, выбор/выбирать — 16, закон — 15, защищать — 9. Эти слова также являются индикаторами, помогающими ограничить семантику понимания прав и свобод молодежью (16—17 лет), что позволяет, следуя смысловому содержанию ответов респондентов, составить такое определение: права и свободы — это возможности для выбора, которые предоставляются государством и защищаются законом. Содержание определения прав и свобод у старшеклассников связано с государственными законами, смысл их они видят в разнообразии возможностей, которые государство предоставляет своим гражданам. О значении прав и свобод в деле регулирования общественных отношений, а также об ответственности, которая следует за правами и свободами, старшеклассники не задумываются.

Помимо вопроса о понимании прав и свобод, о трактовке этих понятий, анкета содержала дополнительный проверочный вопрос, сформулированный следующим образом: «Представьте, что большинство людей вокруг будут уважать права и свободы человека. Как изменится жизнь общества и ваша жизнь?» Вопрос такого типа мы включили в анкету с целью выявить понимание старшеклассниками общественного значения ценностей. Ответы показали положительное отношение к соблюдению прав и свобод человека: большинство респондентов (89 %) считают, что это приведет к позитивным изменениям в обществе. Остальные ответы составили малую часть: 6 % респондентов затруднились ответить; 5 % — ответили, что их жизнь никак не изменилась бы, так как их права уважают; 3 % ответов носили скептический, или отрицательный, характер: «Такого не будет»; «Будут творить всякое»; «Будет слишком идеальная жизнь, как в сказке». В ответах, направленных положительно, было приведено описание позитивных изменений в обществе, где соблюдаются права и свободы человека, причем основным изменением выступало снижение преступности и, как следствие, повышение безопасности: «В обществе будет больше стабильности и безопасности, увеличится возможность самореализации, улучшится взаимопонимание»; «Общество станет безопаснее, станет меньше преступлений против человеческой личности»; «Если большинство людей вокруг будут уважать права и свободы человека, жизнь общества и каждого человека может измениться следующим образом: в обществе будет больше стабильности и безопасности. Люди будут чувствовать себя защищенными и уверенными в своей безопасности, так как будут соблюдены законы, регулирующие поведение и устанавливающие порядок».

Помимо безопасности, старшеклассники связывают соблюдение прав и свобод с уважением и справедливостью: «Мир стал бы более мирным и справедливым»; «У всех будет равный доступ к возможностям»; «Люди перестанут нарушать их и позволять себе выходить за пределы своей свободы, нарушая при этом другую. Никто не будет унижен. Поднимается авторитет государства»; «Взаимодействие между людьми колоссально изменится, все начнут более уважительно относиться друг к другу». Также респонденты предполагали, что следование ценности «Права и свободы человека» сделает людей добрее и лучше: «Люди будут помогать друг другу, прекратится буллинг, истребление»; «Будет меньше ссор»; «Пропадет злоупотребление правами, люди будут более адекватными». Рядом с ответами общего характера наблюдались и такие, в которые респонденты вкладывали конкретный личный смысл, например: «Перестанут пытаться смотреть чужие переписки»; «Никто не будет поучать остальных, как жить, — не поучать, если при этом не следовать своим же советам» (имеется в виду ценность наставничества: человек сам следует тем советам, которые он дает другим).

Несмотря на то что старшеклассники затрудняются формулировать понятия прав и свобод человека, имеют об этом довольно поверхностное представление, а потому отдают приоритет «свободе выбора», в целом они положительно относятся к признанию в обществе данной ценности. Особенность понимания ценности прав и свобод этой социальной группой заключается в том, что наличие прав и свобод соотносится с личностью, вместе с тем ответственность перекладывается на общество, которое должно эти права уважать: «Жизнь общества намного улучшится, каждый сможет уважать чужие права и не осуждать за твои действия и поступки» (имеются в виду ценности уважения и неосуждения). Так, дополнительный вопрос позволил нам получить более глубокое представление о понимании старшеклассниками ценности «Права и свободы человека» и выявить, что она является для них значимой, положительная направленность ответов обусловлена приоритетом для респондентов таких ценностей, как уважение к себе и своим поступкам, обеспечение своей защиты и безопасности, а также обеспечение равенства возможностей.

Результаты анкетирования студентов

Наряду со старшеклассниками в анкетировании участвовали студенты (101 человек) Института гуманитарных наук Ивановского государственного университета в возрасте от 17 до 28 лет. Большинство респондентов-студентов (80 %) — молодежь в возрасте 18—20 лет. Десять респондентов (10 %) — студенты в возрасте 21 года, пять человек (5 %) — 17 лет, также 5 % аудитории анкетирования — в возрасте 22 и 23 лет, из них один респондент — 28 лет.

Обратим внимание на наиболее показательные примеры ответов на вопрос о понимании прав и свобод человека, соответствующих позиции индивидуализма: «Права человека — те возможности, которые предоставляет государство, свободы человека — те возможности человека, в которые оно не имеет права вмешиваться»; «Это то, что может делать человек, то, что одобряет государство, но не обязывает к этому»; «Права — это то, что человеку обеспечено на законодательном уровне. А свободы — это то, что не запрещено законом»; «Права и свободы — это то, что помогает нам существовать как личность и реализовывать свой потенциал». В этих ответах респонденты демонстрируют специфику понимания прав и свобод, где права — это создаваемые государством возможности, а свободы — простор для самовыражения. Кроме того, в ответах данной аудитории анкетирования отмечена тема борьбы за права и свободы, сделан акцент на их отстаивании и защите: «Права и свободы человека — это то, что нельзя отнять у тебя. Ты можешь защищать их, и никто не должен их нарушать. Это твоя жизнь, учеба, неприкосновенность, свобода выбора, взглядов и слова»; «Пока у человека есть права и свободы, которые он может отстаивать самостоятельно или через другие системы, признающие их, этот человек может быть спокоен за себя и свою жизнь. Но как только человеку кажется, что его права и свободы пытаются отнять, — надо насторожиться». Также эта тема неявно выражалась в ответах, указывающих на недопустимость лишения или ограничения прав: «Никто кроме Бога не имеет права тебя ограничивать в твоей свободе»; «Никто не может забрать твои права и свободу». Поскольку для ответов студентов характерно понимание прав и свобод как чего-то данного свыше, особый научный интерес может представлять проблема понимания молодежью справедливости в системе ограничения прав за проступок и преступление, а также проблема отношения молодежи к внутренней свободе, регулируемой совестью.

В ответах, ориентированных на общественное значение ценности «Права и свободы человека», упоминается ответственность перед другими людьми. Группа респондентов (24 %) понимает регулирующую функцию прав и свобод, ответственность за их использование: «Это правила, возможности для всех людей, чтобы в мире был порядок»; «Это некоторые действия, которые мы можем совершить, не нарушая никакие правила, которые могут навредить нам, нашим близким и миру»; «Это как особые правила, которые помогают всем людям быть счастливыми и жить безопасно». Только в нескольких случаях студенты употребляли популярную фразу «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Эта группа поводом для ограничения свободы считает только неудобство другого человека, в том числе связанное с неумением взаимодействовать и сосуществовать.

Нейтральные ответы были связаны с перечислением прав, которые, по мнению респондентов, есть у граждан. К таким правам они отнесли право на образование, медицинскую помощь, жизнь, питание, жилье, на создание семьи, право собственности, право на свободу действий, выбора и на самовыражение. Один ответ имел отрицательный оттенок: «К сожалению, в России со свободами трудно, так-то, дружище, с правами тоже не очень».

Приведем слова, наиболее часто повторяемые в ответах студентов: человек — 63, можно/позволено — 23, закон — 21, возможность — 14, государство — 14, действия — 14, выбор/выбирать — 13, правила — 13, защищать — 11. Эти слова также являются индикаторами, помогающими ограничить семантику понимания смысла прав и свобод молодежью в возрасте 20 лет, что позволяет, следуя смысловому содержанию ответов респондентов, составить такое определение: права и свободы — это те действия, которые позволены человеку государством и законом при условии соблюдения правил, а также допущение возможности делать выбор и защищать себя.

Обоснуем результаты семантического анализа анкет студентов: понимание прав и свобод у студентов связано с государственными законами, смысл законов они видят в разнообразии действий, которые государство позволяет своим гражданам совершать, не нарушая прав других людей. О значении прав и свобод в регулировании общественных отношений студенты фактически не упоминают. В их понимании права — это некая привилегия, которая дается просто так «всем от рождения», но которую нужно защищать при попытках ограничения или лишения. Это показывает потребительскую позицию молодых людей в отношении к государству: «Права человека — это то, что государство защищает и гарантирует, например, право на образование. А свободы — это то, во что государство не может вмешиваться. Например, это свобода самовыражения». Большинство респондентов считают, что государство должно предоставлять им различные права, при этом никак не контролируя и не вмешиваясь в их использование человеком. Поэтому важно формировать у молодежи понимание, что права и свободы — это прежде всего доверие общества к человеку и признание его способным к ответственному использованию этих прав и свобод.

Ответы студентов на вопрос «Представьте, что большинство людей вокруг будут уважать права и свободы человека. Как изменится жизнь общества и ваша жизнь?» свидетельствуют о положительном отношении к соблюдению прав и свобод человека: большинство респондентов (91 %) считают, что это приведет к позитивным изменениям в обществе. Остальные ответы составили малую часть: затруднились ответить — 4 %; решили, что жизнь общества никак бы не изменилась, — 1 %. Скептический, или отрицательный, характер ответов студентов (4 %) следующий: «Люди перестанут так просто жертвовать своими жизнями и совершать необдуманные поступки»; «Это утопия»; «К сожалению, как я уже говорила, не могу представить подобную ситуацию. Люди склонны к насилию и жестокости. Это возможно, только если переписать генетический код человечества».

В ответах положительной направленности основным изменением отмечено улучшение взаимопонимания между людьми и психологический комфорт: «Жизнь станет проще и лучше, каждый человек будет относиться ко всем, как к равным себе»; «Будет больше с детства морально здоровых людей»; «Люди не будут бояться других людей». Также с укреплением в обществе ценности «Права и свободы человека» студенты связывают снижение преступности и повышение безопасности, прекращение конфликтов и войн. Отдельно можно выделить демократические ожидания молодежи, в том числе ожидание справедливости: «Уменьшится дискриминация — и каждый будет иметь равные возможности, что создаст более справедливое общество»; «Общечеловеческие права и свободы будут уважать, что приведет к более стабильной демократии, где голос каждого гражданина будет услышан и принят во внимание»; «Это создаст условия для более справедливого, мирного и процветающего общества»; «В мире будет порядок со стороны закона»; «Справедливость появится». В отдельных случаях демократические ожидания связываются с политическими изменениями: «Рухнут или изменятся многие государственные режимы, которые пренебрегают правами и свободами человека, произойдут революции»; «Авторитарные политические режимы по всему миру рухнут, и на их место придут люди, готовые соблюдать законы и вовремя отказываться от власти в пользу народа». Во многих ответах прослеживалось ожидание расширения личных возможностей: «Я бы чувствовала себя свободной и защищенной, могла бы выражать свои мысли и чувства без страха, а также иметь больше возможностей для самореализации»; «Я буду иметь возможность развиваться, реализовывать свои идеи и участвовать в общественной жизни, зная, что мои права защищены. Таким образом, общее уважение прав и свобод человека создаст более стабильную и прогрессивную среду, способствующую росту и благополучию каждого из нас»; «Люди будут менее скованны и станут пробовать новое чаще, одеваться ярче и заниматься тем, что нравится».

Результаты анкетирования показали, что студенты положительно относятся к ценности «Права и свободы человека», связывают ее соблюдение с повышением безопасности, справедливости и взаимоуважения, собственной защищенностью и с расширением возможностей для развития и самовыражения — без опасений общественного осуждения.

Заключение

Анализируя результаты анкетирования старшеклассников и студентов, можно сделать вывод, что права человека для современной учащейся молодежи — это возможности, установленные государством, а свободы — возможности, одобряемые и защищаемые государством. Однако в отношении понимания свободы как области деятельности вывод иной: это те области деятельности человека, «в которые государство не должно вмешиваться, это возможности самостоятельного выбора своего поведения». Молодежь готова принимать от государства права, свободы, возможности и поддержку, но необходимость давать что-то взамен или испытывать государственный контроль может быть воспринята как нарушение прав. Риск возникновения такой тенденции открывает перспективы для дальнейшего исследования индивидуалистической позиции молодежи и уточнения, насколько старшеклассники и студенты понимают свою ответственность перед государством, обществом, страной.

Контент-анализ понимания старшеклассниками и студентами ценности «Права и свободы человека» помог определить направления в воспитательной работе по правовому просвещению подростков и молодежи, ориентировать их на изучение не только прав, но и обязанностей, и их общественного значения. В структуру программы предложено включить пять обязательных компонентов.

  • Изучение Конституции РФ как источника информации о перечне прав, обязанностей и свобод человека и гражданина. Работа по данному направлению содержит обсуждение конкретных примеров соблюдения прав и свобод человека в России случаи из жизни, новости СМИ. Важно показать молодому поколению, что государство следит за соблюдением прав своих граждан, предоставляет им разнообразные инструменты для реализации этих прав. Это могут быть рассказы о государственных проектах, информационных порталах и социальных организациях, а также просвещение по вопросам деятельности правоохранительных органов и их роли в жизни человека и общества. Воспитательная задача направления — сформировать у молодых россиян уверенность в своей стране и в том, что она поддержит каждого.
  • Историческое просвещение по вопросам развития и понимания ценности «Права и свободы человека» в разные эпохи у разных народов. Исторический анализ трансформации взглядов и подходов к ценности «Права и свободы человека» позволит вскрыть их философскую и социальную сущность, довести до молодежи глубокую связь между свободой и ответственностью, правами и обязанностями. Воспитательная задача направления — помочь молодежи понять общественное значение прав и свобод, их роль в регулировании взаимоотношений.
  • Анализ международных тенденций в области регулирования прав человека, трансформации гуманистического понимания данной ценности. Мероприятия данного направления важно проводить наглядно, показывать сравнительный анализ зарубежных и российских практик и документов по защите прав и свобод человека, демонстрировать реальные примеры антигуманистического законодательства западных стран. Воспитательная задача направления — развенчивать мифы о «свободном» западном мире и предотвращать формирование у молодежи образа России как государства, «угнетающего личность» и «препятствующего развитию», показывать многообразие возможностей для развития и самореализации граждан России.
  • Обсуждение современных общественных событий, связанных с борьбой за права. Важно организовывать мероприятия по разъяснению старшеклассникам феномена борьбы за права. Занятия этого направления могут проводиться в активной форме диспутов, дискуссий или дебатов по обсуждению событий в сфере борьбы за права, выявлению деструктивной, манипулятивной и антигуманистической сути отдельных акций, общественных движений, событий, групп в социальных сетях и интернет-контента. Воспитательная задача направления — научить старшеклассников определять целесообразность борьбы за права, а также научить отличать ситуации, в которых равноправие может быть лишним и вредным.
  • Организация общественных практик, направленных на деятельностную реализацию прав и свобод человека, на аргументацию выбора. На мероприятиях данного направления акционный подход следует заменить, противопоставить ему деятельностный подход. Основной принцип реализации направления — осмысленное соблюдение ценности «Права и свободы человека» — выражается в ответственном отношении к учебе (право на образование), инициативе в посещении культурных мероприятий (право на участие в культурной жизни), участии в работе творческих и научных объединений (свобода творчества), а также других вариантах самостоятельной деятельности. Воспитательная задача направления — развивать у молодежи умение аргументировать свое участие в самостоятельной деятельности с позиций традиционных ценностей и в первую очередь — как реализацию своих прав и свобод.

В рамках организации работы по правовому просвещению важно не только обеспечить информирование о правах и возможностях, но и сформировать у молодежи такую ответственность, которая следует за получением прав и свобод и заключается в осознанном желании их соблюдать. Акцент в такой работе делается не на запугивании последствиями несоблюдения конституционных правовых норм, а на выработке понимания личностного смысла: почему мне будет лучше, если все (и я в том числе) будут соблюдать права друг друга и уважать свободу. Общество в такой воспитательной работе выступает не противником, а сферой идентификации молодого человека. Только осознав себя частью общества, он сможет понять и усвоить свою ответственность перед другими людьми. Именно поэтому индивидуалистическая трактовка традиционных российских ценностей представляет особую угрозу, а именно нивелирует их укрепление и является препятствием воспитательной работе. Поэтому восполнение дефицита правового просвещения требует социального (коллективистского) осмысления ценностей и систематической работы организаций воспитания, семьи и культуры.

 

[1] «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809». Президент России: официальный сайт. 06.02.2025. <http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502>.

[2] Там же, п. 14.

[3] «Ценностные ориентации современной молодежи: аналитический обзор результатов международных и российских исследований (версия 1.2 от 30.09.21)». 60 с. Циркон: Исследовательская группа [сайт]. 02.09.2025. <https://www.zircon.ru/upload/iblock/aab/tsennostnye-orientatsii-sovremennoy-molodezhi-analiticheskiy-obzor.pdf>.

[4] Конституция Российской Федерации: с изменениями, одобренными общероссийским голосованием 1 июля 2020 г.: Гимн, герб и флаг Российской Федерации. М.: АСТ, 2022. 64 с. Новейшее законодательство.

[5] Там же. Ст. 20—29.

Список литературы

1. Бараш Р. Э., Момджян К. Х., Антоновский А. Ю., Ефремов О. А., Ивахненко Е. Н., Кржевов В. С. и др. Новые социальные движения в сетевую эпоху: статьи, интервью, экспертные заключения. М.: Русское общество истории и философии науки, 2020. 282 с. EDN: https://elibrary.ru/TWFPYM.

2. Бегичева О. Л., Гришаева С. А., Поляков М. Б., Тимохович А. Н., Чуев С. В. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования: монография. Под общ. ред. С. В. Чуева. М.: ИД ГУУ, 2017. 131 с.

3. Белокрылова М. А., Лазарев С. А. «Феминизм как мировой коммерческий тренд». История и современное мировоззрение 2.4 (2020): 43—49. https://doi.org/10.33693/2658-4654-2020-2-4-43-49. EDN: https://elibrary.ru/HEBBTR.

4. Берлин И. Философия свободы. Европа. [2-е изд.]. М.: Новое лит. обозрение, 2014. 439 с.

5. Богатырева О. В. «Реклама как носитель и транслятор культурных ценностей». Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки 8 (2015): 31—33. EDN: https://elibrary.ru/UGZEJP.

6. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Пер. с фр. Е. А. Самарской. М.: АСТ, 2024. 384 с.

7. Журавлева Л. А., Зарубина Е. В., Ручкин А. В., Симачкова Н. Н., Чупина И. П. «Жизненные приоритеты и ценности современной молодежи: социально-философский анализ». Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке 12.1-1 (2023): 158—165. https://doi.org/10.34670/AR.2023.60.41.012. EDN: https://elibrary.ru/LRZCLB.

8. Ильин А. Н. «Западная толерантность: господство демократии или наступление дегуманизации?» Вестник Московского университета сер. 18 Социология и политология 26.3 (2020): 227—246. https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-3-227-246. EDN: https://elibrary.ru/DFHXUL.

9. Казаков В. Л. «Право человека как объект защиты в правовом государстве». История государства и права 14 (2007): 5—8. EDN: https://elibrary.ru/JXDLML.

10. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2023. 584 с. EDN: https://elibrary.ru/CHBWBM.

11. Корнев А. В. «Конкуренция философско-правовых оснований прав человека: отечественный и зарубежный опыт». Права человека и политика права в XXI в.: перспективы и вызовы: сб. науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Москва, 27—28 мая 2022 г.). Саратов: Саратовский источник, 2022. 12— 27. EDN: https://elibrary.ru/XIDRRQ.

12. Лихолетова С. В. «“Человек, его права и свободы — высшая ценность” как конституционная основа правового статуса личности». Вестник Южно-Уральского государственного университета сер. Право 4 (76) (2007): 20—21. EDN: https://elibrary.ru/KXYZUH.

13. Локк Дж. Прагматизм и рационализм в педагогике. Формирование личностных качеств ребенка (по тр. Д. Локка). М.: Амрита-Русь, 2023. 280 с. Антология гуманной педагогики.

14. Мальцева Е. Н., Сердаров Д. С. «К вопросу о разграничении прав и свобод человека и прав и свобод гражданина». Аллея науки 1.5 (32) (2019): 823—826. EDN: https://elibrary.ru/FTLWLS.

15. Маркузе Г. «Репрессивная толерантность». Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике. Маркузе. Пер. с англ. А. А. Юдина. М.: ACT, 2011. 98—135.

16. Мирзагитова А. Л. «Понятие прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и их классификация». International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education: Collection of scientific articles LXXXIII International correspondence scientific and practical conference (Boston, USA, Nov. 29—30, 2021). Boston, MA: Problems of Science, 2021. 24—28. EDN: https://elibrary.ru/QSRVUV.

17. Пахарь Л. И. «Идеологический аспект толерантности». Вестник Воронежского государственного университета сер. Философия 2 (32) (2019): 78—85. EDN: https://elibrary.ru/GZKMCM.

18. Рыбаков О. Ю. «Права человека: от истоков философско-правовой мысли к современной геополитической реальности». Lex Russica (Русский закон) 76.12 (205) (2023): 145—161. https://doi.org/10.17803/1729-5920.2023.205.12.145-161. EDN: https://elibrary.ru/NRYRKE.

19. Соловейчик С. Основы и принципы воспитательного процесса. Теория и практика в обучении: по трудам С. Соловейчика. Сост. А. С. Русаков. М.: Амрита; Абакан: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2019. 222 с. Антология гуманной педагогики.

20. Строганова Н. И. «Свобода человека: философская и правовая категория». Пробелы в российском законодательстве 3 (2012): 297—301. EDN: https://elibrary.ru/OZKXIJ.

21. Тихонова С. В. «Ценности, формирующие российскую цивилизационную идентичность: риски и угрозы в области традиционных ценностей». Социально-гуманитарные знания 3 (2024): 37—40. EDN: https://elibrary.ru/OLYIBA.

22. Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016. 656 с. EDN: https://elibrary.ru/ZSJYQL.

Войти или Создать
* Забыли пароль?