INDIVIDUALISM IN THE UNDERSTANDING THE “HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS” VALUE BY HIGH SCHOOL AND UNIVERSITY STUDENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The author analyzes the specificity of traditional values understanding by Russian youth. The method of qualitative and quantitative content analysis of respondents’ answers revealed the position of individualism in understanding the “Human rights and freedoms” value, conditioned by the attitude to rights and freedoms as opportunities for self-expression and self-realization, implying no responsibility towards society. It was noted that in an individualistic interpretation, the state control over the use of rights and freedoms is perceived as a violation of rights. Based on identified deficits in the education of young people, the directions of measures to form an understanding of “Human rights and freedoms” value in high school and university students had been defined, and a set of educational activities has been compiled with account for humanistic and patriotic principles.

Keywords:
traditional values, rights and freedoms, youth, high school students, students, values understanding, state control, individualism, educational activities, youth education
Text
Text (PDF): Read Download

m07s03a20

Введение. Идеология, основанная на традиционных ценностях, и факторы ее разрушения

В Указе Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» подчеркивается, что идеологическое и психологическое воздействие на граждан со стороны антигуманистических организаций ведет к насаждению чуждой российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей. В соответствии с Указом, «традиционные ценности — это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»[1]. К элементам деструктивной идеологии относятся «культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений»[2].

Ключевыми факторами продвижения деструктивной идеологии считаются информационные технологии и глобализация. Согласно исследованиям ценностных ориентаций молодежи, наиболее приоритетными для нее выступают ценности материального достатка, карьеры, общения, самовыражения, индивидуализма (Бегичева и др., 2017). Кроме того, отмечается тенденция к подмене или размытию понятий традиционных российских ценностей (Тихонова, 2024), помимо прочего посредством массовой культуры и рекламы (Богатырева, 2015).

Актуальность изучения сущности традиционных духовно-нравственных ценностей обусловлена противоречием: с одной стороны, важно укреплять в обществе установки на коллективное взаимодействие, взаимоуважение и труд; с другой стороны, молодые люди стремятся к индивидуализму и выбору соответствующего образа жизни: отказываются от детей и семьи, отдают предпочтение удовольствиям, путешествиям и т. п.[3] (Журавлева и др., 2023).

Традиционные ценности предполагают приоритет духовного над материальным и общественного над личным, а это воспринимается современной молодежью как ущемление прав на самоопределение, личное пространство и свободу. В соответствии с этим особую значимость приобретает проблема понимания молодежью ценности «Права и свободы человека». Важно выявить, какой смысл вкладывают современные старшеклассники и студенты в трактовку понятий прав и свобод и какие риски воспитания детей и подростков влечет за собой искаженная трактовка. Для решения этих задач целесообразно сочетать теоретическое исследование в рамках объема понятия «Права и свободы человека» с эмпирической работой по выявлению специфики понимания данной ценности старшеклассниками.

Нормативный аспект трактовки ценности «Права и свободы человека» и основные угрозы ее нивелирования

В действующей Конституции РФ права и свободы человека признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — обязанностью государства[4]. В этот документ также введено разграничение между правами и свободами человека и правами и свободами гражданина. Ученый-юрист, государственный деятель Б. С. Эбзеев определяет права человека как возможности, установленные для граждан, иностранцев и лиц без гражданства. Объем этих прав, по мнению ученого, нормируется международным стандартом прав человека, который должен обеспечиваться государствами в соответствии с конституционными процедурами. Перечень прав человека более узкий, чем перечень прав гражданина (Эбзеев, 2016). По определению Е. Н. Мальцевой и Д. С. Сердарова, «права человека — это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Права гражданина — это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а только того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством» (Мальцева, Сердаров, 2019: 1.5: 825). Конституционные права и свободы связаны с государственной гарантией права на жизнь, образование и труд, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и жилища, свободы мысли, слова, совести и других прав[5].

Сегодня особой проблемой является коммерциализация темы прав и свобод, превращение ее в маркетинговую и идеологическую стратегию воздействия на общество, и в первую очередь на молодежь как на аудиторию активных пользователей интернета и потребителей информации и товаров. Возникают разнообразные «правозащитные» движения; протестная идеология определяет стратегию движений, это — публикация манифестов, организация сетевых и массовых событий, онлайн-активизм (Белокрылова, Лазарев, 2020; Бараш и др., 2020). Цели этих движений порождены проблемами социального неравенства и молодежных ценностей индивидуальности и самовыражения; «правозащитные» движения стимулируют и направляют интерес молодых людей к теме борьбы за права таким образом, что нивелируется гуманистический смысл борьбы как деятельности, а внимание молодежи сосредотачивается на процессе борьбы как протеста. Успех такой борьбы обусловлен возможностью широкой трактовки понятия прав и свобод человека, с одной стороны, и поверхностным представлением молодежи о данной ценности, ее общественном значении, с другой стороны. Примером трансформации ценности можно считать различия в движениях протеста, действующих в разных странах. «Современной Европе, — пишет А. Н. Ильин, — свойственно отстаивать не просто свободу самовыражения абстрактного человека, но также жестокого преступника и морально ограниченного индивида (называемого политкорректными наименованиями), свобода которого оказывает деструктивное влияние на общество и становится фактором ограничения свободы (и отнимания жизни) других — законопослушных — людей» (Ильин, 2020: 26.3: 229).

Ценность «Права и свободы человека» в плане исторического развития: особенности и противоречия

Права человека возникают как первоначально выраженная социальная потребность в достижении достойного уровня жизни. Реализация этой потребности сопровождается классовой борьбой: противоборством сословий, политических сил, восстаниями народа (Рыбаков, 2023). Проблема определения прав и свобод человека связана с пониманием справедливости. Философы Древней Греции, разрабатывая теоретические основы прав для государства, исходили из неравенства сословий, учитывая право господина владеть своей собственностью — рабом. В период Средневековья доминировал принцип «право — привилегия», закрепляющий ряд прав за представителем определенного сословия. Отметим религиозный характер понимания прав того времени, выраженный в идее равенства людей перед Богом, не предполагающий юридического равенства. Размышляя о правах и свободах, Дж. Локк писал, что «…закон в его подлинном смысле представляет собой не столько ограничение, сколько руководство для свободного и разумного существа в его собственных интересах и предписывает только то, что служит на общее благо тех, кто подчиняется этому закону. <…> Таким образом, несмотря на всевозможные лжетолкования, целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы» (Локк, 2023: 125). Английский философ видел в ограничениях свободы общественное благо, способствующее соблюдению прав всех за счет ограничения свободы каждого. Характеризуя дальнейший путь развития права, О. Ю. Рыбаков пишет: «Путь, ведущий к институту прав человека, имеет несколько характеристик. Одна из них — это борьба внутри привилегированных сословий и этих сословий с монархом за упорядочивание прав и обязанностей. Это борьба не обездоленных за достижение приемлемого качества жизни, но это достижение социального компромисса между центральной и региональной властью и борьба за удержание возможностей, дарованных в силу сословной принадлежности. В других случаях идея прав человека реализуется через установление суверенитета (Декларация независимости США 1776 г.) и обретение независимости от влияния другого государства» (Рыбаков, 2023: 76.12: 150). Следовательно, борьба за права — это социальная и политическая деятельность, связанная с интересами групп людей и ориентированная на распределение власти.

Естественно полагать, что ценность «Права и свободы человека» подразумевает уважение, защиту личности и ее достоинства. Это утверждение может быть не связанным с какой-либо политической активностью, однако оно означает соблюдение каждым конституционных, юридически закрепленных государством возможностей и обязанностей — в интересах человека и общества.

Существует мнение, что разделение между понятиями «право» и «свобода» условно. И то, и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека (Казаков, 2007; Козлова, Кутафин, 2023; Мирзагитова, 2021). Некоторые авторы расширяют данный принцип и включают в состав ценности «Права и свободы человека» не только человека, его права и свободы, но и обязанности, которые можно рассматривать как одну из гарантий прав и свобод (Лихолетова, 2007). Определяя понятия, Н. И. Строганова пишет: «Право — это возможность поступать тем или иным образом, действовать или воздержаться от действия (то есть, это свобода выбора поведения). Но ведь такое определение вполне применимо и к свободе. Вместе с тем, следует полагать, что свобода более широкое понятие нежели право, поскольку означает, в свою очередь, более широкие (неопределенные) возможности индивидуального выбора, в то время как термин «право» скорее конкретизирует возможные действия лица» (Строганова, 2021: 3: 299—300).

В рамках направленности нашего исследования от юридической трактовки понятий прав и свобод перейдем к философской и воспитательной. Известный педагог-новатор С. Л. Соловейчик писал: «Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть “свобода-от” — свобода от какого бы то ни было внешнего угнетения и принуждения — и есть “свобода-для” — внутренняя свобода человека для его самоосуществления» (Соловейчик, 2019: 152). Здесь применяется трактовка И. М. Берлина, подразумевающая две свободы — негативную и позитивную (Берлин, 2014). С одной стороны, свобода представляется как отсутствие — внешних препятствий, барьеров, ограничений или вмешательства. С другой стороны, свобода есть присутствие — внутреннего контроля, самообладания, самоопределения или самореализации. Сложность воспитания С. Л. Соловейчик видел в противоречии между внешней и внутренней свободой, поскольку первая часто привлекательнее и легче второй: «Действительно свободный человек не выбирает из готового и предложенного, жизнь не магазин, не склад возможностей, пусть даже и богатых, человек не покупатель, не потребитель возможностей, он создает свое, и вот этот момент сотворения собственной жизни и дает наслаждение свободой» (Соловейчик, 2019: 168). Регулятором внутренней свободы, по мнению педагога, выступает совесть — как стремление человека к правде и справедливости, причем свобода как высшая ценность «не требует жертвоприношения» (Соловейчик, 2019: 155). Упоминая о жертвоприношении, С. Л. Соловейчик предостерегает от одержимости идеей свободы и от фанатизма в ее достижении.

Подчеркнем, что две стороны свободы — внутренняя и внешняя — в равной мере связаны с обществом. Безусловно, внутренне свободный человек не зависит от толпы и способен иметь свой личный взгляд, свободен от предубеждений, зависти и корысти, вместе с тем он не свободен от совести — чувства ответственности перед другими за свои поступки. Обращает на себя внимание индивидуалистическая позиция в понимании свободы, подробно представленная Ж. Бодрийяром в работе «Общество потребления». Автор описывает процесс «освобождения» (труда, личности, отношений, свободного времени) как необходимое условие существования системы потребления, основанной на индивидуалистической идеологии и ценностях наслаждения и игры, персонализации, индивидуального престижа, имеющих знаковый (статусный) характер. Свобода внешняя понимается как свобода выбора из предлагаемых рекламой моделей — стилей (одежды, поведения, жизни), образов, товаров, услуг, ведущая к внутренней пассивности и равнодушию. Все права человека сводятся к «естественному праву на изобилие», превращенному в сознании потребителя в чудо без связи с историей, развитием и трудом (Бодрийяр, 2024). Такое понимание свободы и прав может приводить к их безответственному использованию или необоснованным требованиям.

На современном этапе развития социальных институтов права человека признаны институтом: в регионах Российской Федерации действуют Уполномоченные по правам человека и Уполномоченные по правам ребенка. Несмотря на государственное регулирование и гарантии, сегодня права и свободы человека становятся объектом споров и манипуляций. Как отмечает А. В. Корнев, «принимая во внимание различие цивилизационных общностей, мы вынуждены признать, что одинакового понимания прав человека нет и быть не может. Его можно лишь навязать всеми способами, что мы и наблюдаем сегодня» (Корнев, 2022: 14). Современные ученые отмечают угрозу ценности «Права и свободы человека», которую несет идея «неразборчивой толерантности» и «всеобщего принятия», восходящая к работе Г. Маркузе «Репрессивная толерантность». Автор считает, что толерантность не может быть безразличной и неразборчивой в отношении содержания слов и действий, она не должна защищать ложные слова и неправильные действия, поскольку это превращает толерантность в инструмент сохранения рабства (Маркузе, 2011). Суть идеи «неразборчивой толерантности» описывает Л. И. Пахарь: «…Толерантность как терпимое и уважительное отношение не предполагает неразборчивости в оценках. Никто в здравом уме не будет одинаково относиться, например, к убийце, насильнику и праведнику. Следовательно, к фашистским взглядам и действиям не может быть терпимое и тем более уважительное отношение» (Пахарь, 2019: 2: 81). А. Н. Ильин подчеркивает: «Защита прав человека и его достоинства не должна доходить до такого уровня, когда она подрывает нравственные устои общества, приводит к отказу от общечеловеческих моральных универсалий (которые позволяют обществам сохранять себя) и диалектически перетекает в наступление на права человека. Обеспечение прав личности не должно переступать границу, когда оно превращается в угрозу существованию общества» (Ильин, 2020: 26.3: 233). Таким образом, уже на теоретическом уровне понимания ценности «Права и свободы человека» имеются противоречия, которые допускают деструктивное влияние протестного контента и соответствующих активностей на молодежь как на целевую аудиторию.

Сложности специфики понимания прав и свобод человека молодежью

Воспитательная работа по правовому просвещению подростков и молодежи может иметь негативные последствия, если она ведется с позиций индивидуализма: провозглашается приоритет личного над общественным, молодежь подробно информируется о правах и ей недостаточно разъясняются обязанности. Молодые люди могут не понимать связи между правами и обязанностями, свободой и ответственностью и ошибочно воспринимать обязанности как навязывание и ущемление своих прав. Грамотность построения работы по укреплению традиционной российской ценности «Права и свободы человека» зависит от учета специфики понимания этой ценности молодежью: содержание информационных и просветительских мероприятий должно соответствовать выявленным особенностям и учитывать дефициты в просвещении молодежи.

С этой целью в октябре 2024 г. кафедрой непрерывного психолого-педагогического образования Ивановского государственного университета было проведено анкетирование студентов и старшеклассников по вопросам традиционных российских ценностей. Выборка составила 204 человека, из них 101 — студенты Ивановского государственного университета в возрасте от 18 до 28 лет. Наряду со студентами на вопросы ответили 103 учащихся 10—11 классов школ Ивановской области. Методом сбора данных послужило анонимное анкетирование с использованием электронных форм. Методом исследования избран качественно-количественный контент-анализ ответов, ввиду точного измерения с использованием операциональных дефиниций абстрактных конструктов. Методика анализа текстовых ответов респондентов включает изучение семантического содержания ответа, выявление единиц анализа и семантических элементов текста — индикаторов.

Результаты анкетирования старшеклассников

В рамках анкетирования респондентам предлагалось объяснить простыми словами, что такое права и свободы человека. В результате качественного анализа установлено следующее: 40 % ответов респондентов носят индивидуалистический характер понимания ценности прав и свобод; 36 % ответов имеют нейтральный характер; 15 % — отражают коллективистские взгляды; 5 % — юмористического характера; часть анкет свидетельствуют, что респонденты затруднились ответить на вопрос (4 %).

Обозначим наиболее показательные примеры определений старшеклассниками ценности «Права и свободы человека». Позиции индивидуализма соответствуют следующим высказываниям: «Делай все, что хочешь, главное — не вреди никому»; «Это возможность отстаивать свои права, защищенные государством»; «Это то, что дает государство жителям для хорошей жизни». Многие респонденты перечисляли известные им права и объясняли их значение через важность соблюдения индивидуальных интересов: «У каждого есть свои права, к примеру, право слова или право выбора. Поэтому твои собеседники должны выслушать тебя и принять твою точку зрения». Приведенный ответ состоит из двух противоречащих друг другу высказываний и представляет собой иллюстрацию искаженного понимания ценности прав и свобод, смещенного в сторону личных интересов респондента.

Нейтральные ответы были связаны с перечислением прав и свобод, утверждением значимости их соблюдения. В большинстве случаев старшеклассники не задумывались над общественным значением ценности; в ходе анкетирования выявлено отношение к ней как к данности, или конституционной обязанности, или возможности: «Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения»; «Это правила в жизни, которые ты обязан соблюдать»; «Это установленные в законе возможности человека». Отметим, что в ряде случаев старшеклассники разграничивали права и свободы, определяя первые как обязательное, продиктованное государством, а второе — как выбор и возможности человека: «Права — правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. Свободы — возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей»; «Это то, что есть у человека с рождения и то, что он приобретает в течение всей жизни, это возможности человека, которые защищает государство, и области деятельности, в которые оно не должно вмешиваться»; «Права — это то, что можно делать, свободы — это безграничное право на все, что угодно». Таким образом, старшеклассники полагают, что ценность прав — в возможности делать выбор, реализовывать цели, и в государственной защите этой возможности, а ценность свобод — в отсутствии ограничения деятельности.

Ответы, которые мы соотнесли с коллективистским или социальным пониманием ценности, были связаны с объяснением общественного смысла прав и свобод, а также ответственности, которую подразумевает их наличие: «Это правила для каждого человека, созданные для обеспечения порядка в стране»; «Права и свободы человека, это правила, которые должен соблюдать каждый человек, ведь если бы их не придумали, то все граждане делали бы все, что им захотелось, тем самым был бы беспорядок и много недопонимания и преступлений»; «Это возможности человека, которые ему доступны, и обязательства, которые у него есть». В ряде ответов респонденты подчеркивали, что «Права и свободы — это то, что человек может делать. Не должен, а может», причем государство старшеклассники воспринимают как безусловную защиту и одностороннюю помощь: «Права человека — это возможности, установленные государством. Свободы человека — это те области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться, это возможности самостоятельного выбора своего поведения». Молодежь готова принимать от государства права, свободы, возможности и поддержку, но давать что-то взамен или испытывать государственный контроль не готова, считая это нарушением прав.

Среди основных прав и свобод старшеклассники упоминали следующие: право на жизнь, образование, труд, создание семьи, защиту чести и достоинства, а также право выбора, право на свободу, безопасность и счастье, свободу слова, свободу мысли. Причем наиболее часто упоминаемым в ответах респондентов оказалось право выбора — 14 ответов. На какой именно выбор имеют право участники опроса, осталось неясным.

Приведем слова, наиболее часто повторяемые в ответах старшеклассников: возможность — 31, государство — 20, выбор/выбирать — 16, закон — 15, защищать — 9. Эти слова также являются индикаторами, помогающими ограничить семантику понимания прав и свобод молодежью (16—17 лет), что позволяет, следуя смысловому содержанию ответов респондентов, составить такое определение: права и свободы — это возможности для выбора, которые предоставляются государством и защищаются законом. Содержание определения прав и свобод у старшеклассников связано с государственными законами, смысл их они видят в разнообразии возможностей, которые государство предоставляет своим гражданам. О значении прав и свобод в деле регулирования общественных отношений, а также об ответственности, которая следует за правами и свободами, старшеклассники не задумываются.

Помимо вопроса о понимании прав и свобод, о трактовке этих понятий, анкета содержала дополнительный проверочный вопрос, сформулированный следующим образом: «Представьте, что большинство людей вокруг будут уважать права и свободы человека. Как изменится жизнь общества и ваша жизнь?» Вопрос такого типа мы включили в анкету с целью выявить понимание старшеклассниками общественного значения ценностей. Ответы показали положительное отношение к соблюдению прав и свобод человека: большинство респондентов (89 %) считают, что это приведет к позитивным изменениям в обществе. Остальные ответы составили малую часть: 6 % респондентов затруднились ответить; 5 % — ответили, что их жизнь никак не изменилась бы, так как их права уважают; 3 % ответов носили скептический, или отрицательный, характер: «Такого не будет»; «Будут творить всякое»; «Будет слишком идеальная жизнь, как в сказке». В ответах, направленных положительно, было приведено описание позитивных изменений в обществе, где соблюдаются права и свободы человека, причем основным изменением выступало снижение преступности и, как следствие, повышение безопасности: «В обществе будет больше стабильности и безопасности, увеличится возможность самореализации, улучшится взаимопонимание»; «Общество станет безопаснее, станет меньше преступлений против человеческой личности»; «Если большинство людей вокруг будут уважать права и свободы человека, жизнь общества и каждого человека может измениться следующим образом: в обществе будет больше стабильности и безопасности. Люди будут чувствовать себя защищенными и уверенными в своей безопасности, так как будут соблюдены законы, регулирующие поведение и устанавливающие порядок».

Помимо безопасности, старшеклассники связывают соблюдение прав и свобод с уважением и справедливостью: «Мир стал бы более мирным и справедливым»; «У всех будет равный доступ к возможностям»; «Люди перестанут нарушать их и позволять себе выходить за пределы своей свободы, нарушая при этом другую. Никто не будет унижен. Поднимается авторитет государства»; «Взаимодействие между людьми колоссально изменится, все начнут более уважительно относиться друг к другу». Также респонденты предполагали, что следование ценности «Права и свободы человека» сделает людей добрее и лучше: «Люди будут помогать друг другу, прекратится буллинг, истребление»; «Будет меньше ссор»; «Пропадет злоупотребление правами, люди будут более адекватными». Рядом с ответами общего характера наблюдались и такие, в которые респонденты вкладывали конкретный личный смысл, например: «Перестанут пытаться смотреть чужие переписки»; «Никто не будет поучать остальных, как жить, — не поучать, если при этом не следовать своим же советам» (имеется в виду ценность наставничества: человек сам следует тем советам, которые он дает другим).

Несмотря на то что старшеклассники затрудняются формулировать понятия прав и свобод человека, имеют об этом довольно поверхностное представление, а потому отдают приоритет «свободе выбора», в целом они положительно относятся к признанию в обществе данной ценности. Особенность понимания ценности прав и свобод этой социальной группой заключается в том, что наличие прав и свобод соотносится с личностью, вместе с тем ответственность перекладывается на общество, которое должно эти права уважать: «Жизнь общества намного улучшится, каждый сможет уважать чужие права и не осуждать за твои действия и поступки» (имеются в виду ценности уважения и неосуждения). Так, дополнительный вопрос позволил нам получить более глубокое представление о понимании старшеклассниками ценности «Права и свободы человека» и выявить, что она является для них значимой, положительная направленность ответов обусловлена приоритетом для респондентов таких ценностей, как уважение к себе и своим поступкам, обеспечение своей защиты и безопасности, а также обеспечение равенства возможностей.

Результаты анкетирования студентов

Наряду со старшеклассниками в анкетировании участвовали студенты (101 человек) Института гуманитарных наук Ивановского государственного университета в возрасте от 17 до 28 лет. Большинство респондентов-студентов (80 %) — молодежь в возрасте 18—20 лет. Десять респондентов (10 %) — студенты в возрасте 21 года, пять человек (5 %) — 17 лет, также 5 % аудитории анкетирования — в возрасте 22 и 23 лет, из них один респондент — 28 лет.

Обратим внимание на наиболее показательные примеры ответов на вопрос о понимании прав и свобод человека, соответствующих позиции индивидуализма: «Права человека — те возможности, которые предоставляет государство, свободы человека — те возможности человека, в которые оно не имеет права вмешиваться»; «Это то, что может делать человек, то, что одобряет государство, но не обязывает к этому»; «Права — это то, что человеку обеспечено на законодательном уровне. А свободы — это то, что не запрещено законом»; «Права и свободы — это то, что помогает нам существовать как личность и реализовывать свой потенциал». В этих ответах респонденты демонстрируют специфику понимания прав и свобод, где права — это создаваемые государством возможности, а свободы — простор для самовыражения. Кроме того, в ответах данной аудитории анкетирования отмечена тема борьбы за права и свободы, сделан акцент на их отстаивании и защите: «Права и свободы человека — это то, что нельзя отнять у тебя. Ты можешь защищать их, и никто не должен их нарушать. Это твоя жизнь, учеба, неприкосновенность, свобода выбора, взглядов и слова»; «Пока у человека есть права и свободы, которые он может отстаивать самостоятельно или через другие системы, признающие их, этот человек может быть спокоен за себя и свою жизнь. Но как только человеку кажется, что его права и свободы пытаются отнять, — надо насторожиться». Также эта тема неявно выражалась в ответах, указывающих на недопустимость лишения или ограничения прав: «Никто кроме Бога не имеет права тебя ограничивать в твоей свободе»; «Никто не может забрать твои права и свободу». Поскольку для ответов студентов характерно понимание прав и свобод как чего-то данного свыше, особый научный интерес может представлять проблема понимания молодежью справедливости в системе ограничения прав за проступок и преступление, а также проблема отношения молодежи к внутренней свободе, регулируемой совестью.

В ответах, ориентированных на общественное значение ценности «Права и свободы человека», упоминается ответственность перед другими людьми. Группа респондентов (24 %) понимает регулирующую функцию прав и свобод, ответственность за их использование: «Это правила, возможности для всех людей, чтобы в мире был порядок»; «Это некоторые действия, которые мы можем совершить, не нарушая никакие правила, которые могут навредить нам, нашим близким и миру»; «Это как особые правила, которые помогают всем людям быть счастливыми и жить безопасно». Только в нескольких случаях студенты употребляли популярную фразу «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого». Эта группа поводом для ограничения свободы считает только неудобство другого человека, в том числе связанное с неумением взаимодействовать и сосуществовать.

Нейтральные ответы были связаны с перечислением прав, которые, по мнению респондентов, есть у граждан. К таким правам они отнесли право на образование, медицинскую помощь, жизнь, питание, жилье, на создание семьи, право собственности, право на свободу действий, выбора и на самовыражение. Один ответ имел отрицательный оттенок: «К сожалению, в России со свободами трудно, так-то, дружище, с правами тоже не очень».

Приведем слова, наиболее часто повторяемые в ответах студентов: человек — 63, можно/позволено — 23, закон — 21, возможность — 14, государство — 14, действия — 14, выбор/выбирать — 13, правила — 13, защищать — 11. Эти слова также являются индикаторами, помогающими ограничить семантику понимания смысла прав и свобод молодежью в возрасте 20 лет, что позволяет, следуя смысловому содержанию ответов респондентов, составить такое определение: права и свободы — это те действия, которые позволены человеку государством и законом при условии соблюдения правил, а также допущение возможности делать выбор и защищать себя.

Обоснуем результаты семантического анализа анкет студентов: понимание прав и свобод у студентов связано с государственными законами, смысл законов они видят в разнообразии действий, которые государство позволяет своим гражданам совершать, не нарушая прав других людей. О значении прав и свобод в регулировании общественных отношений студенты фактически не упоминают. В их понимании права — это некая привилегия, которая дается просто так «всем от рождения», но которую нужно защищать при попытках ограничения или лишения. Это показывает потребительскую позицию молодых людей в отношении к государству: «Права человека — это то, что государство защищает и гарантирует, например, право на образование. А свободы — это то, во что государство не может вмешиваться. Например, это свобода самовыражения». Большинство респондентов считают, что государство должно предоставлять им различные права, при этом никак не контролируя и не вмешиваясь в их использование человеком. Поэтому важно формировать у молодежи понимание, что права и свободы — это прежде всего доверие общества к человеку и признание его способным к ответственному использованию этих прав и свобод.

Ответы студентов на вопрос «Представьте, что большинство людей вокруг будут уважать права и свободы человека. Как изменится жизнь общества и ваша жизнь?» свидетельствуют о положительном отношении к соблюдению прав и свобод человека: большинство респондентов (91 %) считают, что это приведет к позитивным изменениям в обществе. Остальные ответы составили малую часть: затруднились ответить — 4 %; решили, что жизнь общества никак бы не изменилась, — 1 %. Скептический, или отрицательный, характер ответов студентов (4 %) следующий: «Люди перестанут так просто жертвовать своими жизнями и совершать необдуманные поступки»; «Это утопия»; «К сожалению, как я уже говорила, не могу представить подобную ситуацию. Люди склонны к насилию и жестокости. Это возможно, только если переписать генетический код человечества».

В ответах положительной направленности основным изменением отмечено улучшение взаимопонимания между людьми и психологический комфорт: «Жизнь станет проще и лучше, каждый человек будет относиться ко всем, как к равным себе»; «Будет больше с детства морально здоровых людей»; «Люди не будут бояться других людей». Также с укреплением в обществе ценности «Права и свободы человека» студенты связывают снижение преступности и повышение безопасности, прекращение конфликтов и войн. Отдельно можно выделить демократические ожидания молодежи, в том числе ожидание справедливости: «Уменьшится дискриминация — и каждый будет иметь равные возможности, что создаст более справедливое общество»; «Общечеловеческие права и свободы будут уважать, что приведет к более стабильной демократии, где голос каждого гражданина будет услышан и принят во внимание»; «Это создаст условия для более справедливого, мирного и процветающего общества»; «В мире будет порядок со стороны закона»; «Справедливость появится». В отдельных случаях демократические ожидания связываются с политическими изменениями: «Рухнут или изменятся многие государственные режимы, которые пренебрегают правами и свободами человека, произойдут революции»; «Авторитарные политические режимы по всему миру рухнут, и на их место придут люди, готовые соблюдать законы и вовремя отказываться от власти в пользу народа». Во многих ответах прослеживалось ожидание расширения личных возможностей: «Я бы чувствовала себя свободной и защищенной, могла бы выражать свои мысли и чувства без страха, а также иметь больше возможностей для самореализации»; «Я буду иметь возможность развиваться, реализовывать свои идеи и участвовать в общественной жизни, зная, что мои права защищены. Таким образом, общее уважение прав и свобод человека создаст более стабильную и прогрессивную среду, способствующую росту и благополучию каждого из нас»; «Люди будут менее скованны и станут пробовать новое чаще, одеваться ярче и заниматься тем, что нравится».

Результаты анкетирования показали, что студенты положительно относятся к ценности «Права и свободы человека», связывают ее соблюдение с повышением безопасности, справедливости и взаимоуважения, собственной защищенностью и с расширением возможностей для развития и самовыражения — без опасений общественного осуждения.

Заключение

Анализируя результаты анкетирования старшеклассников и студентов, можно сделать вывод, что права человека для современной учащейся молодежи — это возможности, установленные государством, а свободы — возможности, одобряемые и защищаемые государством. Однако в отношении понимания свободы как области деятельности вывод иной: это те области деятельности человека, «в которые государство не должно вмешиваться, это возможности самостоятельного выбора своего поведения». Молодежь готова принимать от государства права, свободы, возможности и поддержку, но необходимость давать что-то взамен или испытывать государственный контроль может быть воспринята как нарушение прав. Риск возникновения такой тенденции открывает перспективы для дальнейшего исследования индивидуалистической позиции молодежи и уточнения, насколько старшеклассники и студенты понимают свою ответственность перед государством, обществом, страной.

Контент-анализ понимания старшеклассниками и студентами ценности «Права и свободы человека» помог определить направления в воспитательной работе по правовому просвещению подростков и молодежи, ориентировать их на изучение не только прав, но и обязанностей, и их общественного значения. В структуру программы предложено включить пять обязательных компонентов.

  • Изучение Конституции РФ как источника информации о перечне прав, обязанностей и свобод человека и гражданина. Работа по данному направлению содержит обсуждение конкретных примеров соблюдения прав и свобод человека в России случаи из жизни, новости СМИ. Важно показать молодому поколению, что государство следит за соблюдением прав своих граждан, предоставляет им разнообразные инструменты для реализации этих прав. Это могут быть рассказы о государственных проектах, информационных порталах и социальных организациях, а также просвещение по вопросам деятельности правоохранительных органов и их роли в жизни человека и общества. Воспитательная задача направления — сформировать у молодых россиян уверенность в своей стране и в том, что она поддержит каждого.
  • Историческое просвещение по вопросам развития и понимания ценности «Права и свободы человека» в разные эпохи у разных народов. Исторический анализ трансформации взглядов и подходов к ценности «Права и свободы человека» позволит вскрыть их философскую и социальную сущность, довести до молодежи глубокую связь между свободой и ответственностью, правами и обязанностями. Воспитательная задача направления — помочь молодежи понять общественное значение прав и свобод, их роль в регулировании взаимоотношений.
  • Анализ международных тенденций в области регулирования прав человека, трансформации гуманистического понимания данной ценности. Мероприятия данного направления важно проводить наглядно, показывать сравнительный анализ зарубежных и российских практик и документов по защите прав и свобод человека, демонстрировать реальные примеры антигуманистического законодательства западных стран. Воспитательная задача направления — развенчивать мифы о «свободном» западном мире и предотвращать формирование у молодежи образа России как государства, «угнетающего личность» и «препятствующего развитию», показывать многообразие возможностей для развития и самореализации граждан России.
  • Обсуждение современных общественных событий, связанных с борьбой за права. Важно организовывать мероприятия по разъяснению старшеклассникам феномена борьбы за права. Занятия этого направления могут проводиться в активной форме диспутов, дискуссий или дебатов по обсуждению событий в сфере борьбы за права, выявлению деструктивной, манипулятивной и антигуманистической сути отдельных акций, общественных движений, событий, групп в социальных сетях и интернет-контента. Воспитательная задача направления — научить старшеклассников определять целесообразность борьбы за права, а также научить отличать ситуации, в которых равноправие может быть лишним и вредным.
  • Организация общественных практик, направленных на деятельностную реализацию прав и свобод человека, на аргументацию выбора. На мероприятиях данного направления акционный подход следует заменить, противопоставить ему деятельностный подход. Основной принцип реализации направления — осмысленное соблюдение ценности «Права и свободы человека» — выражается в ответственном отношении к учебе (право на образование), инициативе в посещении культурных мероприятий (право на участие в культурной жизни), участии в работе творческих и научных объединений (свобода творчества), а также других вариантах самостоятельной деятельности. Воспитательная задача направления — развивать у молодежи умение аргументировать свое участие в самостоятельной деятельности с позиций традиционных ценностей и в первую очередь — как реализацию своих прав и свобод.

В рамках организации работы по правовому просвещению важно не только обеспечить информирование о правах и возможностях, но и сформировать у молодежи такую ответственность, которая следует за получением прав и свобод и заключается в осознанном желании их соблюдать. Акцент в такой работе делается не на запугивании последствиями несоблюдения конституционных правовых норм, а на выработке понимания личностного смысла: почему мне будет лучше, если все (и я в том числе) будут соблюдать права друг друга и уважать свободу. Общество в такой воспитательной работе выступает не противником, а сферой идентификации молодого человека. Только осознав себя частью общества, он сможет понять и усвоить свою ответственность перед другими людьми. Именно поэтому индивидуалистическая трактовка традиционных российских ценностей представляет особую угрозу, а именно нивелирует их укрепление и является препятствием воспитательной работе. Поэтому восполнение дефицита правового просвещения требует социального (коллективистского) осмысления ценностей и систематической работы организаций воспитания, семьи и культуры.

 

[1] «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей: Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809». Президент России: официальный сайт. 06.02.2025. <http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502>.

[2] Там же, п. 14.

[3] «Ценностные ориентации современной молодежи: аналитический обзор результатов международных и российских исследований (версия 1.2 от 30.09.21)». 60 с. Циркон: Исследовательская группа [сайт]. 02.09.2025. <https://www.zircon.ru/upload/iblock/aab/tsennostnye-orientatsii-sovremennoy-molodezhi-analiticheskiy-obzor.pdf>.

[4] Конституция Российской Федерации: с изменениями, одобренными общероссийским голосованием 1 июля 2020 г.: Гимн, герб и флаг Российской Федерации. М.: АСТ, 2022. 64 с. Новейшее законодательство.

[5] Там же. Ст. 20—29.

References

1. Barash R. E., Momdzhyan K. Kh., Antonovskiy A. Yu., Efremov O. A., Ivakhnenko E. N., Krzhevov V. S. et al. New Social Movements in the Network Era: papers, interviews, expert judgements. Moscow: Russkoe obshchestvo istorii i filosofii nauki, 2020. 282 p. (In Russian).

2. Begicheva O. L., Grishayeva S. A., Polyakov M. B., Timokhovich A. N., Chuyev S. V. Value-Based Orientations of Russian Young People and Implementation of National Youth Policy: Research Outcome: monograph. Publ. ed. S. V. Chuyev. Moscow: The State U of Management Publ. House, 2017. 131 p. (In Russian).

3. Belokrylova M. A., Lazarev S. A. “Feminism as a Global Commercial Trend”. Istoriya i sovremennoe mirovozzrenie = History and Modern Perspectives 2.4 (2020): 43—49. (In Russian). https://doi.org/10.33693/2658-4654-2020-2-4-43-49

4. Berlin I. Liberty: Incorporating Four Essays on Liberty. 2nd ed. Ed. H. Hardy. Oxford: Oxford Up, 2002. 416 p.

5. Bogatyreva O. V. “Advertisement as Carrier and Translator of Cultural Values”. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki = Humanities, Social-Economic and Social Sciences 8 (2015): 31—33. (In Russian).

6. Baudrillard J. La société de consommation: ses mythes, ses structures. Préf. de J.-P. Mayer. Paris: Gallimard, 1986. 320 p. (In French). Idées Gallimard.

7. Zhuravleva L. A., Zarubina E. V., Ruchkin A. V., Simachkova N. N., Chupina I. P. “Life Priorities and Values of Modern Youth: Socio-Philosophical Analysis”. Kontekst i refleksiya: filosofiya o mire i cheloveke = Context and Reflection: Philosophy of the World and Human Being 12.1-1 (2023): 158—165. (In Russian). https://doi.org/10.34670/AR.2023.60.41.012

8. Il’in A. N. “Western Tolerance: The Rule of Democracy or the Offensive of Dehumanization?” Vestnik Moskovskogo universiteta ser. 18 Sotsiologiya i politologiya = Moscow State University Bulletin ser. 18 Sociology and Political Science 26.3 (2020): 227—246. (In Russian). https://doi.org/10.24290/1029-3736-2020-26-3-227-246

9. Kazakov V. L. “Human Right as Object of Defense in a Law-Bound State”. Istoriya gosudarstva i prava 14 (2007): 5—8. (In Russian).

10. Kozlova E. I., Kutafin O. E. Constitutional Law of Russia: textbook. 5th ed., rev. and upd. Moscow: Prospect, 2023. 584 p. (In Russian).

11. Kornev A. V. “Crosslining of Philosophical and Legal Basis of Human Rights: Domestic and Foreign Experience”. Prava cheloveka i politika prava v XXI v.: perspektivy i vyzovy: sb. nauch. tr. po itogam Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiyem (Moskva, 27—28 maya 2022 g.). Saratov: Saratovskiy istochnik, 2022. 12— 27. (In Russian).

12. Likholetova S. V. “ ‘Human, His Rights and Freedoms — Ultimate Value’ as Constitutional Framework of Personal Legal Status”. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta ser. Pravo = Bulletin of the South Ural State University ser. Law 4 (76) (2007): 20—21. (In Russian).

13. Locke J. Two Treatises of Government. London: Everyman, 1993. 336 p. Everyman Paperbacks.

14. Mal’tseva E. N., Serdarov D. S. “The Issue of Differentiation of Human and Civil Rights and Freedoms Revisited” Alleya nauki = Alley of Science 1.5 (32) (2019): 823— 826. (In Russian).

15. Marcuse H. “Repressive Tolerance”. The Essential Marcuse: Selected Writings of Philosopher and Social Critic Herbert Marcuse. Ed. by A. Feenberg, W. Leiss. Boston: Beacon Press, 2007. 32—62.

16. Mirzagitova A. L. “The Concept of Human and Civil Rights and Freedoms in the Russian Federation and Their Classification”. International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education: Collection of scientific articles LXXXIII International correspondence scientific and practical conference (Boston, USA, Nov. 29—30, 2021). Boston, MA: Problems of Science, 2021. 24—28. (In Russian).

17. Pakhar L. I. “Ideological Aspect of Tolerance”. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta ser. Filosofiya = Proceedings of Voronezh State University ser. Philosophy 2 (32) (2019): 78—85. (In Russian).

18. Rybakov O. Yu. “Human Rights: From the Origins of Philosophical and Legal Thought to Modern Geopolitical Reality”. Lex Russica 76.12 (205) (2023): 145—161. (In Russian). https://doi.org/10.17803/1729-5920.2023.205.12.145-161

19. Soloveychik S. Foundations and Principles of Educational Process. Theory and Practice in Teaching/Learning: Based on S. Soloveychik’s Works. Comp. by A. S. Rusakov. Moscow: Amrita; Abakan: Shalva Amonashvili Publ. House, 2019. 222 p. (In Russian).

20. Stroganova N. I. “Human Freedom: Philosophic and Legal Category”. Probely v rossiyskom zakonodatel’stve = Gaps in Russian Legislation 3 (2012): 297—301. (In Russian).

21. Tikhonova S. V. “Values Forming the Russian Civilizational Identity. Risks and Threats in the Field of Traditional Values”. Sotsial’no-gumanitarnyye znaniya = Social and Humanitarian Knowledge 3 (2024): 37—40. (In Russian).

22. Ebzeyev B. S. Human, People, State in Constitutional Order of the Russian Federation: monograph. 2nd ed., rev. and upd. Moscow: Prospekt, 2016. 656 p. (In Russian).

Login or Create
* Forgot password?