АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КАТЕГОРИИ КРАСОТЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ БЫТИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Автор определяет категорию красоты в применении к социальной организации и культуре. В антропологическом измерении категории красоты автор выделяет неутилитарное эстетическое стремление к формированию и поддержанию гармоничных общественных отношений, которые способствуют социальному созиданию, развитию и саморазвитию индивидов. Составлена классификация гармонизирующих и эстетических факторов бытия личности и общества, соответствующих проявлению красоты как детерминанты социального бытия. Утверждается, что творческий и эстетический характер социальной деятельности способствует адаптации мирового сообщества к вызовам современной цифровой реальности.

Ключевые слова:
категория красоты, антропологическое измерение, эстетические факторы, общественное бытие, солидарность, толерантность, эмпатия, коммуникативная культура, личностное развитие, творчество, социальное созидание
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Art. ID: m08s02a10

Введение

Категория красоты — одна из центральных в философии в целом и, в частности, в эстетической мысли. Часто с ее помощью описываются явления и процессы, относящиеся к сфере искусства и художественного творчества, а также природного бытия. Теологи понимают красоту как свойство божественной природы. Но сфера применения этой категории не ограничивается только указанными областями, поскольку не менее успешно категория красоты может использоваться для исследования и описания антропологических явлений и процессов — бытия общества и личности. Такой подход позволяет получить более полную и целостную картину социокультурных процессов, поскольку в нем учитывается не только рационально-логическая, но и неутилитарная эстетическая компонента человеческой натуры.

Отдельные стороны эстетики человеческого и социального бытия исследованы российскими, советскими и зарубежными учеными (Андреева, 2015; Бердяев, 2003; Власова, 2015; Лазарев, Ласкин, 2015; Петракова, 2016; Соловьев, 2018; Флоренский, 1990; Хабермас, 2005; Habermas, 2023). Н. С. Андреева понимает красоту человека как способ самопознания и онтологизации его сущности — как «антропологический выразительный феномен», — поясняя при этом: «Выразительные характеристики красоты человека, фиксируя движение, спонтанность, активность, фокусируются в эстетико-антропологических терминах, в том числе в терминах фигуративности, олицетворения, лицедейства, определенным образом конкретизирующих общий термин выразительности» (Андреева, 2015: 6: 1). Категория красоты в антропологическом измерении объединяет следующие свойства:

1) комплексность — красота личности как единство психических и физических качеств;

2) образно-символический характер: красота человека может восприниматься как отражение сакральной красоты Творца, а также через другие символы современной социальной реальности, в том числе бренды как символы благосостояния, реализованности, успешности и т. д.;

3) экзистенциально-художественное воплощение — красота человека как единство материальных и идеальных элементов, телесности и психоэмоциональных состояний, а также интеллекта;

4) объективность: связана с природной целесообразностью и здоровьем;

5) субъективность: связана с историко-культурными особенностями оснований человеческой красоты.

Красота как социально-антропологическая категория может быть определена как неутилитарное стремление к созданию и поддержанию гармоничных социальных отношений, способствующих социальному созиданию, а также развитию и саморазвитию участвующих в нем субъектов.

Выделим основные эстетические и гармонизирующие факторы антропологического измерения красоты в бытии человека и общества.

Эмпатия и взаимопонимание

Взаимное уважение, а также понимание как своих, так и чужих чувств и потребностей помогают выстраивать успешные межличностные отношения, которые гармонизируют общественные отношения в целом. Эмпатия (от греч. ἐν  «в» и πάθος — «страсть», «страдание», «сочувствие») — это не только психологическое понятие, обозначающее осознанное сопереживание эмоциональному состоянию партнера по коммуникации, но и физиологическое понятие, обозначающее способность нервной системы одного человека сонастраиваться с электрическими импульсами нервной системы других людей. Эмпатия, будучи психической нормой (частично или полностью отсутствующей в отдельных случаях, например таких, как психопатия), является чувственной основой для взаимопонимания как рациональной деятельности. Ю. Хабермас анализирует проблему взаимопонимания в контексте теории коммуникативного действия (Хабермас, 2005; Habermas, 2023). Именно коммуникация обеспечивает связь всех элементов социальной системы, формируя ее интегральную целостность. Стремление к взаимопониманию носит спонтанную природу и рождается в языковых системах. Н. А. Черняк отмечает: «Термин “взаимопонимание” Хабермас толкует достаточно широко: от узкого значения установления смысла языкового выражения до широкого — как достижения согласия относительно чего-то в мире. Целью процесса взаимопонимания является достижение согласия и взаимной прозрачности намерений. Средством и средой реализации практик взаимопонимания является язык» (Черняк, 2003: 4: 37).

Развитая коммуникативная культура

Взаимопонимание обеспечивается не только эмпатией как психологическим основанием социального взаимодействия между отдельными личностями и между социальными группами, но и уровнем развития коммуникативной культуры — части личностной культуры, обеспечивающей ее способность к самоопределению, установлению гармоничных отношений с миром и собой посредством коммуникации. Важное место в эстетике коммуникативной культуры играет эстетика речи. Еще в древности красоте и чистоте речи придавался глубокий смысл. Так, правильная речь, т. е. свободная от лжи, клеветы и сквернословия, — это часть благородного восьмеричного пути, который является четвертым главным постулатом буддийского учения. Разумеется, основное значение в данном случае придается тому, что чистая в лингвистическом и эстетическом смыслах речь — это часть буддийского пути спасения. Этический аспект при этом неотделим от эстетического, благо и красота тесно связаны между собой, что детально обосновано у античных мыслителей (Сократа, Платона, Аристотеля и др.).

Толерантность и уважение к различиям

Признание и уважение культурных, религиозных, политических и социальных различий способствует созданию открытой и демократичной среды, в которой каждый субъект чувствует себя комфортно и может наиболее полно реализовывать свой личностный потенциал. Понятие «толерантность» является результатом длительного пути эволюции, связанной с историей религиозных войн, неоднократно возникавших в Европе XVI — XVII вв. на почве различий между католической и протестантской христианскими конфессиями. В более ранний период христианский мир приобрел опыт конфликтного взаимодействия с исламской средневековой цивилизацией.

Эстетика толерантности — это понятие, которое всё еще не сформировалось в недрах философского знания (нам не удалось найти работы, где бы оно фигурировало, в отличие, например, от работ, посвященных культурно-эстетической толерантности (Лазарев, Ласкин, 2015; Петракова, 2016)). Но потребность в этом понятии очевидна и актуализируется при исследовании общественного измерения эстетики как характеристики антропологического бытия.

Сущность эстетики толерантности заключается в идее о том, что взаимопонимание, уважение и признание различий между людьми и культурами могут быть красивыми и вдохновляющими. Личность, воспринимающая эстетику толерантности, вместо того чтобы видеть различия — как препятствия или причины конфликтов — воспринимает разнообразие убеждений и идентичностей как источник красоты и вдохновения. Красота как антропологическое понятие неотделима от гармонии, которая возникает, когда люди различных культур и убеждений демонстрируют взаимное уважение и поддержку, несмотря на свои различия, что воплощено в известной крылатой фразе, часто приписываемой Вольтеру: «Я с вами не согласен, но я готов отдать жизнь за то, чтобы вы могли выражать свое мнение». Эстетика толерантности создает условия для социального и межличностного взаимодействия, которое стимулирует творчество и инновации, что соответствует современным вызовам цифровой реальности, в которой индивидуализация производимых продуктов труда является необходимым условием их конкурентоспособности. Эстетика толерантности определяет такие свойства мышления, как красота, открытость и ясность, что предполагает преодоление предрассудков и стереотипов в отношении к другим культурам и идентичностям. Следование такой эстетике приводит социум к новому уровню гармонии.

Солидарность и культура совместной деятельности

Активное участие в общественной жизни и совместных мероприятиях способствует формированию связей и содействует взаимопониманию в обществе. Как указывает в своей работе Е. В. Андриенко, солидарность — это «единство общественных групп или классов, которое формирует единство социальных связей, мировоззренческих ориентиров и задач совместного развития» (Андриенко, 2016: 3: 81).

Солидарность, следуя теории Э. Дюркгейма, можно разделить на два типа — более примитивную, механическую (основана на подобии членов группы и укоренена в коллективном бессознательном) и более развитую, органическую (основана на функциональных взаимосвязях между социальными элементами) (Дюркгейм, 1996: 108—110). От солидарности следует отличать солидаризм как «мировоззренческую систему, а также политическую теорию, центральной идеей которой является необходимость солидарности и стремления к компромиссу, взаимному доверию и сотрудничеству различных социальных классов, слоев и групп» (Андриенко, 2016: 3: 82). Солидарность и солидаризм (более широкое мировоззренческое понятие) являются важными составляющими красоты социальных отношений.

Социальная справедливость и равенство возможностей

Борьба с дискриминацией, неравенством и социальным неравноправием способствует созданию справедливого и гармоничного общества, где каждый имеет равные возможности и права. Данный фактор красоты можно рассмотреть на примере современной гендерной культуры, которая, по мнению Е. В. Андриенко и И. М. Горбачевой, включает следующие основные направления развития: 1) акцентирование общественного внимания на вопросах формирования гендерной культуры в образовательных учреждениях; 2) долгосрочное планирование сбалансированного развития сферы гендерных отношений; 3) противостояние росту сексистских настроений; 4) предоставление женщинам более широких возможностей реализации в различных сферах общественной жизни; 5) усиление поддержки женских движений органами власти; 6) обеспечение более широкого представительства женщин в органах управления (Андриенко, Горбачева, 2019: 1: 86).

Преобразование социального пространства

Создание красивых и функциональных общественных мест, таких как парки, скверы, площади и улицы, способствует формированию эстетичной окружающей среды и тем самым содействует гармоничному социальному взаимодействию. Современное искусство и многие сферы культуры сегодня представлены коммерческими продуктами. Одним из наиболее актуальных направлений коммерческих вложений выступает урбанистическое искусство. Оформление городского пространства с помощью объектов искусства позволяет транслировать культурные коды и смыслы, делать жизнь горожан и туристов более комфортной и эстетически наполненной.

Личностное развитие

Результаты личностной эволюции всегда проявляются в красоте — телесной, интеллектуальной, в красоте эмоционально-волевых проявлений личности. Но процесс развития личности далеко не всегда сопровождается переживанием красоты самим субъектом этого развития. Гораздо чаще он является весьма болезненным, так как предполагает тяжелый труд (как физический, в случае занятий тем или иным видом спорта, так и психологический). Этот труд направлен на выработку в личности новых качеств и свойств, что само по себе является болезненным. Рождение нового состояния тела и сознания диалектически предполагает смерть старого.

Эволюционные изменения индивида далеко не всегда позитивно воспринимаются окружающими, в том числе в силу действия известного механизма «ведра с крабами», когда достижения личности вызывают негативную оценку окружающих, поскольку напоминают им о собственной нереализованности. Иными словами, личностное развитие сопровождается болью, страхом и чувством одиночества, ведь чем ближе человек поднимается к вершинам, тем более он одинок, поскольку первые и лучшие всегда в меньшинстве. В светском, обыденном смысле личностное развитие мотивируется некими социальными или материальными вещами — престижным потреблением, возможностью иметь различные статусные преимущества и т. д. Вместе с тем для религиозного сознания путь личностной эволюции имеет глубокий сакральный смысл, укорененный в идее обретения своей истинной сути через единение с божественным началом в себе. Эта идея отражена во многих религиозных системах и мистических практиках, таких как православная исихия, исламский суфизм, буддийский и индуистский тантризм и пр. Так, в известном тантрическом тексте «Шактисангама-тантра» содержатся следующие строки о красоте божественной и человеческой:

«Одним лишь любованием женщинами совершается почитанье мира,
О, Владычица богов, и ни к чему раздумья здесь.
Увидев красоту, несущую блаженство, следует совершить поклон.
Когда приходит блаженство от [созерцанья] красоты, к чему иному будет устремленье?
Красота, красота — высшая обитель, красота, красота — высшая аскеза,
Нет, не было и не будет ничего выше красоты»[1].

Идея единой сущности божественной красоты и красоты человека, которую он постигает на пути духовного развития, отражена в трудах русских религиозных философов (Бердяев, 2003; Флоренский, 1990; Соловьев, 2018). Красота в их концепциях — это цель мирового процесса, онтологическое свойство Бога (Вернигорова, 2014: 2: 10), передающееся его Творению — человеку и миру. Как справедливо отмечает Е. С. Власова, красота «для русских философов в начале ХХ в. обретает, помимо эстетического, еще и глубокие онтологические, аксиологические и религиозные смыслы» (Власова, 2015: 403).

Заключение

Таким образом, категория красоты может с большой долей эффективности использоваться для исследования не только художественной культуры, но и антропологии социального бытия в целом. Творчество, направленное на создание красоты общественного бытия, — это объективный запрос современной цифровой реальности, которая характеризуется трансформацией социокультурного пространства — его глобализацией и углублением индивидуализации, а также переносом акцента с производства материальных ценностей на создание инновационных информационных продуктов. Эти условия формируют запрос на творческий характер социальной деятельности, всеобщую эстетизацию, которая призвана обеспечить преодоление существующего духовного кризиса, разрыва между социальным и личностным, преодолеть атомизацию личности и рискогенность социальной реальности, что приведет человечество к более гармоничному и благополучному этапу социального развития, иными словами, реализует на практике тезис о том, что «красота спасет мир».

 

[1] Шактисангама-тантра. Избранное. Пер. с санскрита: А. А. Игнатьев. М.: Ганга, 2023. I.3. 144—146. Сакральные тексты Древней Индии.

Список литературы

1. Андреева Н. С. «Красота человека как способ онтологизации человеческой сущности». Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке 6 (2015): 10—19. EDN: https://elibrary.ru/VJFPYF.

2. Андриенко Е. В. «Солидаризм как ответ на вызовы глобализации». Вестник ДонНУ сер. Б Гуманитарные науки 3 (2016): 81—87. EDN: https://elibrary.ru/YOOHCS.

3. Андриенко Е. В., Горбачева И. М. «Гендерная картина мира в контексте современного гражданского общества». Экономические и социально-гуманитарные исследования 1 (21) (2019): 81—87. EDN: https://elibrary.ru/ZCNQNN.

4. Бердяев Н. Диалектика божественного и человеческого. М.: АСТ; Харьков: Фолио, 2003. 623 с. Philosophy.

5. Вернигорова Е. С. «Категория красоты в искусстве как отражение божественного начала в концепции В. С. Соловьева». Культурное наследие России 2 (2014): 9—11. EDN: https://elibrary.ru/TIBRNL.

6. Власова Е. С. «Идея красоты как основа образного мышления русской философии начала XX века». Этюды культуры: материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (21 апреля 2015 г.). Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. 396—403.

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Пер. с фр. А. Б. Гофмана; примеч. В. В. Сапова. М.: Канон, 1996. 432 с. История социологии в памятниках.

8. Лазарев М. А., Ласкин А. А. «Культурно-эстетическая толерантность в среде художественного образования». Вестник Московского университета МВД России 11 (2015): 254—259. https://doi.org/10.24412/FD9T7GTBB78. EDN: https://elibrary.ru/VIDAXJ.

9. Петракова Е. Н. Формирование культурно-эстетической толерантности младших школьников в процессе изучения английского языка: дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2016. 306 с. EDN: https://elibrary.ru/UFPOXL.

10. Соловьев В. С. Красота в природе. Смысл любви. М.: Карамзин, 2018. 134 с.

11. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М.: Правда, 1990. 494—839. Т. 1 (2) из Из истории отечественной философской мысли.Хабермас Ю. «Модерн — незавершенный проект». Политические работы.

12. Хабермас. Сост. А. В. Денежкин; пер. с нем. Б. М. Скуратов. М.: Праксис, 2005. 7—31. Новая наука политики.

13. Черняк Н. А. «Взаимопонимание как механизм социальной регуляции в критической теории Ю. Хабермаса». Вестник Омского университета 4 (30) (2003): 36—39. EDN: https://elibrary.ru/VXHEIL.

14. Habermas J. A New Structural Transformation of the Public Sphere and Deliberative Politics. Transl. from German by Ciaran Cronin. New York: Polity, 2023. 128 p.

Войти или Создать
* Забыли пароль?