employee
Russian Federation
VAK Russia 5.2.6
VAK Russia 5.2.3
UDC 334
CSCSTI 06.00
Russian Classification of Professions by Education 38.00.00
Russian Library and Bibliographic Classification 6
Russian Library and Bibliographic Classification 65
Russian Trade and Bibliographic Classification 7
BISAC BUS082000 Industrial Management
In this work, the analysis of the state, problems and prospects of interactions between Russian universities and businesses as a key factor in the development of the national innovation system is performed. The author identifies systemic barriers to integration, existing despite the significant scientific and educational potential of universities, and proposes optimization paths based on the analysis of current practice, foreign experience and implemented state programs. The article substantiates the objectivity of the transition to proactive strategies for the development of educational organizations, their inclusion in joint programs of scientific and applied significance.
science and business, innovation, university, ecosystem, tertiary education, strategy, state program
Art. ID: m08s01a15
Введение
Анализ взаимодействия университетов и бизнеса в России показывает, что это ключевой фактор развития национальной инновационной системы. Несмотря на значительный научно-образовательный потенциал вузов, их интеграция с реальным сектором экономики сталкивается с системными барьерами. Рассмотрим аспекты этого взаимодействия и пути его оптимизации.
В текущем состоянии проблемой взаимодействия видится низкая инновационная активность бизнеса. Только 10 % российских предприятий занимаются технологическими инновациями, тогда как в странах ЕС этот показатель достигает 30—60 % (Успешный опыт, 2011). Исследователи выделяют сохраняющуюся проблему импортозависимости: так, 50 % технологий, востребованных промышленностью, импортируются, что свидетельствует о слабом освоении рынка отечественными вузами. Проблемой остаются и институциональные барьеры: к ним исследователи относят разрыв между академической и прикладной наукой, отсутствие долгосрочных инвестиций со стороны бизнеса, а также «психологическую неготовность» к рискам инноваций (Никитская, 2014). Анализируя сложившуюся практику и модели интеграции университетов и бизнеса, авторы выделяют несколько эффективных форм взаимодействия.
- Технопарки и исследовательские кластеры, например Research Triangle Park (США), где университеты, власти и компании (IBM, GlaxoSmithKline) создали инновационный хаб. В России аналоги развиты слабо.
- Малые инновационные предприятия (МИПы) как особая форма инновационного бизнеса: вузы создают стартапы для коммерциализации разработок. Например, Университет Северной Каролины ежегодно формирует 4—5 стартапов и регистрирует 44 патента. Институциональной моделью эффективного взаимодействия служит создание отраслевых консорциумов как формы совместных проектов с организациями промышленности, реализуемых через грантовые конкурсы для региональных предприятий (Величенкова, 2020).
Цель исследования — выявить ключевые проблемы взаимодействия российских университетов и бизнеса, барьеры и эффективные модели интеграции, способствующие развитию национальной инновационной системы, а также разработать рекомендации по оптимизации этого взаимодействия.
Методы исследования. Методология исследования включает в себя сравнительный анализ, сопоставление показателей инновационной активности РФ, анализ институциональных моделей через изучение эффективных форм кооперации (технопарки, исследовательские кластеры, МИПы, отраслевые консорциумы) на примере зарубежного и российского опыта, оценка государственных программ и анализ реализации инициатив (среди которых «Приоритет-2030», передовые инженерные школы (ПИШ), молодежные лаборатории, научно-образовательные центры (НОЦ)), что позволяет раскрыть потенциал инновационных экосистем университетов, методы кейс-стади (Case study), а именно обобщение практики успешных кейсов взаимодействия вузов и бизнеса, методы количественного анализа, определение функциональных ролей университетов в инновационной экосистеме (образовательная, научная, предпринимательская, коммуникативная и социокультурная функции и соответствующие роли).
Результаты и обсуждение
При рассмотрении роли вузов в инновационной экосистеме выделяют пять критических функций, выполняемых университетами:
1) образовательная, заключающаяся в подготовке кадров для цифровой экономики;
2) научная — проведение исследований по приоритетным темам бизнеса (например, в области искусственного интеллекта, биотехнологий, материаловедения и пр.);
3) предпринимательская, когда университеты выступают как учреждения по коммерциализации разработок через малые предприятия;
4) коммуникативная — важнейшая функция в современном постиндустриальном мире, реализуемая через создание платформ для диалога между наукой, бизнесом и властью;
5) социокультурная функция, реализуемая путем формирования инновационной культуры в регионах (Пономарева, 2020). В работе Е. Е. Машьяновой приведены стартовые условия участия университетов России в научно-исследовательской политике и данные об их инновационной активности.
Таблица 1. Участие организаций в научно-исследовательских разработках в России (2020 г.)
Table 1. Organizations participation in scientific and research developments in Russia (2020)
Тип организации |
Количество |
Научно-исследовательские институты |
1633 |
Вузы |
969 |
Промышленные предприятия |
441 |
Источник: (Машьянова, 2022).
Различные исследования в сфере инноваций позволяют определить барьеры и вызовы, стоящие перед университетами, которые формируют собственную экосистему инноваций. Финансовая проблема состоит в том, что промышленность покрывает только 30 % расходов российских вузов на исследования (в США — до 50 %) (Успешный опыт, 2011); управленческий вызов состоит в том, что складывавшаяся десятилетиями линейная модель управления наукой и инновациями («исследование → внедрение») морально устарела, требуется переход на гибкие форматы управления проектами (например, Agile-лаборатории). Отметим также влияние фактора региональной разобщенности: в Москве и Санкт-Петербурге уровень научной кооперации вузов и их интеграции выше, чем в регионах (Пономарева, 2020).
Исследователи рекомендуют к реализации модель «тройная спираль» (Triple Helix) — синхронизацию стратегий государства, бизнеса и университетов (Большаков, Большакова, Притула, 2024). Другие авторы приводят в пример Германию, где подобные научно-инновационные кластеры получают госфинансирование (Никитская, 2014). Подчеркнем, что необходимо стимулировать коммерциализацию научных результатов, вводить систему вознаграждений для ученых (например, распределять 40 % прибыли от разработок, как в Университете Северной Каролины). Стратегически важную роль играет цифровая трансформация, развитие направлений управления базами данных — традиционными и Big Data, введение передовых технологий интернета вещей (IoT) в учебные программы, организация соучастия университетов, МИПов, сотрудников в совместных проектах с IT-компаниями (Серебренников, Иванова, Орлов, 2023). Отметим, что представляется правильным выбор стратегического ориентира на региональную специализацию, т. е. создание инновационных центров на базе вузов, ориентированных на локальные отрасли (например, на нефтегазовый сектор в Тюмени).
Успешная интеграция университетов и бизнеса требует системных изменений: перехода к модели «предпринимательского вуза», увеличения инвестиций в прикладные исследования и формирования региональных инновационных кластеров. Опыт Северной Каролины и немецких земель доказывает, что такие преобразования приводят к росту технологической самостоятельности и конкурентоспособности. Для России ключевым шагом должно стать создание правовых и финансовых механизмов, стимулирующих бизнес к сотрудничеству с вузами, особенно в регионах (Мальцева, Веселов, Клюшникова, 2016).
Программа «Приоритет-2030» — крупнейшая государственная инициатива поддержки университетов, запущенная в 2021 г. и интегрированная в нацпроект «Молодежь и дети» с 2025 г.[1] Цель инициативы — создать к 2030 г. не менее 100 университетов как центров научно-технологического и социально-экономического развития регионов; на данную цель в рамках финансирования было выделено 15 млрд руб. (в 2023 г.), привлечен 61 млрд руб. от технологических партнеров (в 2024 г.). Приоритетные направления реализации программы — «треки»: во-первых, «исследовательское лидерство» — фокус на прорывных исследованиях (ИИ, биомедицина, материалы), где заявившиеся участники демонстрируют наивысший индекс научных настроений (по данным Минобрнауки РФ, 3,9 балла из 5). Второй трек — «территориальное / отраслевое лидерство», состоящее в развитии кооперации с бизнесом и патентной активности (по данным Минобрнауки РФ, оценка 4,87 / 5). Третий, важный трек «Дальний Восток» был определен специально для поддержки университетского сообщества данного региона — это спецтрек для 10—12 вузов с финансированием 7,8 млрд руб. до 2024 г.[2]
Первые результаты реализации проекта поддержки и развития экосистемы науки и инноваций университетов следующие: удвоение числа НИОКР-проектов (с 3,2 тыс. до 7,1 тыс. в 2021—2024 гг.), приток 200 тыс. студентов в региональные вузы.
Стратегическим проектом можно назвать запуск передовых инженерных школ (ПИШ), который реализуется в рамках нацпроекта «Молодежь и дети»[3] в целях подготовки инженеров для технологического суверенитета через кооперацию вузов и компаний («Росатом», «Швабе» и др.); в плане — создать 100 школ к 2030 г. Например, Сеченовский университет развивает проекты «Биодизайн» (цифровые двойники в медицине) и «Трансляционные исследования» с партнерами из фарминдустрии. Запуск молодежных лабораторий как инструмента вовлечения в исследования молодых ученых (не старше 39 лет) нацелен на создание 800 новых лабораторий к 2030 г. — при условии, что не менее 2/3 сотрудников будут молодыми исследователями. В рамках этого проекта, по данным отчета ФГАНУ «Социоцентр», в Южном федеральном университете (ЮФУ) лаборатории по ИИ и материаловедению разработали самоуправляемые микрофлюидные системы для ускорения синтеза материалов[4].
Важна для университетов и интеграция в национальные проекты. Ключевые направления нацпроекта «Наука и университеты» (с 2025 г. входящие в него специалисты частично перешли в проект «Молодежь и дети»), а именно направление «Кадры», поддержано дополнительным перераспределением 362,5 тыс. бюджетных мест в вузах, 7 тыс. грантов аспирантам (2024 г.). Важной составляющей реализации данного нацпроекта видится поддержка развития инфраструктуры — модернизация новых информационных сервисов (НИС), создание установок «мегасайенс» (СКИФ, NICA). Для современных университетов важна и научная коллаборация, поэтому созданы 15 НОЦ мирового уровня, объединяющих представителей науки, бизнес-сообщества и органов власти в регионах.
Вызовом для успешной реализации проектов становится фактор публикационной активности: в условиях санкций наблюдается сокращение статей в индексируемой базе Scopus на 14 % (2024 г.), особенно по направлениям «экология» (– 52 %) и «компьютерные науки» (– 40 %). Рост отмечается только в коллаборациях с «дружественными» странами (43 % статей в списке первого квартиля — Q1)[5]. Нельзя не зафиксировать и региональные дисбалансы: вузы Москвы и Санкт-Петербурга лидируют в исследованиях, тогда как региональным затруднен доступ к оборудованию и международным базам данных. Исследования фиксируют и проблему финансирования. Кратко приведем результаты национальных программ поддержки университетов (табл. 2).
Таблица 2. Ключевые показатели эффективности программ (2021—2025 гг.)
Table 2. Key indicators of programs’ effectiveness (2021 to 2025)
Программа, инициатива, показатель |
Результаты |
«Приоритет-2030» |
7,1 тыс. НИОКР-проектов; 12,5 тыс. индустриальных партнеров |
ПИШ |
50 школ создано; 50 планируется создать к 2030 г. |
Молодежные лаборатории |
900 лабораторий создано к 2024 г. |
Публикации в Q1 |
Доля статей с международными авторами: 57 % (2024 г.) |
Программы Минобрнауки РФ демонстрируют сдвиг от имитации стратегии научно-образовательной политики к реальной кооперации с бизнесом: рост числа совместных лабораторий, консорциумов (например, «Инновационная фармацевтика» в Сеченовском университете) и коммерциализации разработок. Однако сохраняются вызовы: зависимость от зарубежного оборудования, слабая патентная активность и региональное неравенство. Успех дальнейшей интеграции зависит от расширения модели «тройная спираль» (государство — бизнес — вузы), стимулирования использования продуктов цифровой трансформации (ИИ, Big Data) в учебных программах, повышения доли частных инвестиций в НИОКР.
Сохраняется первоочередное внимание к достижению технологического суверенитета и региональному развитию, что подтверждается спецтреком для Дальнего Востока и ростом студенческого контингента в регионах.
На основе анализа представленных данных определены наиболее успешные кейсы взаимодействия университетов и бизнеса в развитии научных исследований и разработок в России.
Образовательные кейс-платформы для прикладных исследований. Так, бизнес-кейсы в коллекции Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ основаны на реальных примерах компаний («РТК-Солар», Wink, ORO) с методическими указаниями. Темы охватывают кибербезопасность, цифровые платформы, маркетинговые исследования, что позволяет студентам решать актуальные отраслевые задачи. Как проект развития университетской экосистемы инноваций интересен межвузовский кейс-чемпионат — например, Health Frontiers в Сеченовском университете, где международные команды разрабатывали медицинские IT-решения (нейроинтерфейс для прогноза эпилепсии, ИИ-диагностика по голосу) при поддержке индустриальных партнеров.
Отраслевые хакатоны и конгрессы. В университетском сообществе бизнес широко поддерживает их. В частности, соревнование «ProЦифру» в СПбГЭУ проводится в формате кейс-чемпионата с участием ПАО «Газпром нефть» и «Сбера». В 2025 г. студенты решали задачи по анализу IT-компетенций, созданию платформ для академического обмена и привлечению кадров в нефтегазовую отрасль. Победители, команды МИРЭА и ДГТУ, получили возможность внедрить свои проекты в корпоративные процессы бизнеса[6]. Команда Финансового университета в рамках XVI Международного научного студенческого конгресса «Общество и экономика: непрерывность прошлого, настоящего и будущего» представила кейс по оптимизации складской логистики, где студенты разрабатывали схемы адресации и маршрутизации для реальных объектов, получив экспертные консультации от представителей индустрии[7].
Инициативы в области взаимодействия образовательных учреждений с бизнесом реализуются как стартап-акселераторы и программы коммерциализации. Программа «Стартап как диплом» широко известна благодаря ЮФУ, где защищено 22 предпринимательских проекта, включая газоанализаторы для промышленности и медицинский прибор для диагностики болезней сердца. Проекты доведены до этапа минимально жизнеспособного продукта (MVP) при поддержке акселератора SBS[8].
В Тюменском индустриальном университете студенты создали сервис обмена туристическими маршрутами и умную таблетницу Life Control для контроля приема лекарств, синхронизированную с мобильным приложением. Белгородский государственный университет организовал интенсив «Инженерный спецназ», который помог разработать такие востребованные IT-продукты, как системы мониторинга для сельского хозяйства и телемедицинские платформы8.
В формате названной выше модели «тройная спираль» реализуется федеральный проект ПИШ, в рамках которого на базе Сеченовского университета совместно с партнерами из фарминдустрии созданы лаборатории, ориентированные на разработку цифровых двойников и новых терапевтических методов. Созданы востребованные НОЦ, 15 центров мирового уровня (например, в Тюмени — для нефтегазовой отрасли) объединили вузы, предприятия и региональные власти для кооперации в инновациях, науке и исследованиях (табл. 3).
Таблица 3. Ключевые результаты взаимодействия государства, бизнеса и высшей школы (2023—2025 гг.)
Table 3. Key results of state, business and universities interaction (2023 to 2025)
Программа / Кейс |
Участники |
Достижения |
Health Frontiers |
Сеченовский университет |
3 медицинских IT-проекта, готовых к внедрению (нейроинтерфейс, ИИ-диагностика) |
ProЦифру |
СПбГЭУ, «Сбер», ПАО «Газпром нефть» |
4 решения для цифровой экономики; 2 проекта от МИРЭА, принятых к реализации |
«Стартап как диплом» |
Южный федеральный университет |
22 выпускных проекта; газоанализаторы с сертификацией к 2026 г. |
ПИШ в медицине |
Сеченовский университет |
Партнерство с фармкомпаниями; переход к Agile-лабораториям |
Успешные кейсы объединяет практико-ориентированность (решение реальных бизнес-задач, таких как оптимизация логистики, импортозамещение сенсорики), институциональная поддержка (поскольку программы Минобрнауки РФ, в частности «Приоритет-2030» и ПИШ, создают необходимые правовые и финансовые условия), междисциплинарность — объединение IT, инженерии и менеджмента в командах (кейсы Wink, Life Control), коммерциализация (подтверждено, что 30 % проектов достигают стадии реализации, 15 % привлекают инвестиции). Перспективы для данных инициатив предполагают распространение модели «Стартап как диплом» на все технические вузы, возможный рост корпоративных лабораторий в университетах (по примеру AXELOT в Финансовом университете), сохранение повышенного внимания к регионам и региональным кластерам (Дальний Восток, Урал) в целях снижения дисбаланса в развитии инноваций.
Выводы
Итак, взаимодействие университетов и бизнеса в России сдерживается низкой инновационной активностью бизнеса (10 % предприятий), высокой импортозависимостью (50 % технологий), институциональными барьерами (разрыв науки и практики, нехватка долгосрочных инвестиций, избегание рисков), региональной разобщенностью и недостаточным финансированием НИОКР со стороны бизнеса (30 %). Выявлены наиболее перспективные формы интеграции: модель партнерства «тройная спираль», доказавшая свою эффективность в Европе (Германия) и внедряемая в РФ через НОЦ и ПИШ; создание МИПов для коммерциализации разработок, практико-ориентированные форматы: кейс-чемпионаты, хакатоны, бизнес-акселераторы, отраслевые консорциумы и кластеры, особенно с региональной специализацией. Государственные программы, основная из которых — «Приоритет-2030», стимулируют кооперацию, демонстрируя положительные результаты (рост числа НИОКР-проектов до 7,1 тыс., создание 900 молодежных лабораторий, приток студентов в регионы). Однако сохраняются вызовы: зависимость от импорта оборудования, слабая патентная активность, региональные диспропорции, снижение публикационной активности в ведущих мировых журналах. Проанализированные кейсы Сеченовского университета и СПбГЭУ, стартапы ЮФУ и Тюменского индустриального университета подтверждают эффективность практико-ориентированности, междисциплинарности, институциональной поддержки и фокуса на коммерциализацию. Развитие инновационной системы России требует системных мер для преодоления барьеров взаимодействия университетов и бизнеса: рекомендуется усиление кооперации по модели «тройная спираль», увеличение инвестиций в прикладные исследования, цифровизацию, формирование региональных кластеров и создание благоприятных правовых и финансовых условий, особенно в регионах. Успешные кейсы и госпрограммы демонстрируют потенциал, однако нуждаются в дальнейшем масштабировании и устранении сохраняющихся вызовов.
[1] «Вузы — участники программы “Приоритет-2030” оптимистично оценивают развитие науки в России». 28.03.2025. Министерство науки и высшего образования РФ: сайт. 15.08.2025. <https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/97010/>.
[2] «Высшее образование в России — в “ПРИОРИТЕТе-2030”». HR-Партнер. Время. Вызовы. Решения 1 (8) (2023): 14—15. Корпоративный университет РЖД: [сайт]. 05.08.2025. <https://университетржд.рф/magazines/vypusk-1-8-2023/vysshee-obrazovanie-v-rossii-v-prioritete-2030/>.
[3] «Национальный проект “Наука и университеты”». Институт проблем нефти и газа Российской академии наук: [сайт]. 15.08.2025. <https://www.ipng.ru/scientific-activity/nauka-i-universitety/>.
[4] «Университеты-участники программы “Приоритет 2030” представляют ежегодные отчеты». 09.12.2022. Социоцентр: [сайт]. 15.08.2025. <https://sociocenter.info/press/news/218/>.
[5] «Рейтинг научной продуктивности российских университетов (2025)». 13.05.2025. Аналитический центр «ЭКСПЕРТ»: [сайт]. 15.08.2025. <https://acexpert.ru/publications/rating/reiting-nauchnoi-produktivnosti-rossiiskikh-universitetov-2025>.
[6] «Студенты вузов России представили инновационные проекты на кейс-чемпионате ProЦифру». 05.06.2025. Санкт-Петербургский государственный экономический университет: сайт. 15.08.2025. <https://unecon.ru/studenty-vuzov-rossii-predstavili-innovaczionnye-proekty-na-kejs-chempionate-proczifru>.
[7] «AXELOT принял участие в секции “Бизнес-кейс: инновации складской логистики” МНСК-2025». 23.04.2025. AXELOT — решения для логистики: сайт. 15.08.2025. <https://www.axelot.ru/news/axelot-prinyal-uchastie-v-sekczii-biznes-kejs-innovaczii-skladskoj-logistiki-mnsk-2025/>.
[8] «Эффективные бизнес-модели для инновационных продуктов: как молодые предприниматели запускают стартапы в вузах». 03.06.2022. Министерство науки и высшего образования РФ: сайт. 15.08.2025. <https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-podvedomstvennykh-uchrezhdeniy/52199/>.
1. Bolshakov S. N., Bolshakova Yu. M., Pritula O. D. “Knowledge Management in the Context of the ‘Entrepreneurial University’ and Innovation”. Ekonomicheskoye vozrozhdeniye Rossii = Economic Revival of Russia 4 (82) (2024): 93—107. (In Russian). https://doi.org/10.37930/1990-9780-2024-4-82-93-107
2. Velichenkova D. S. “Forms of Interaction of the Innovative University and Regional Innovative Development”. KANT 3 (36) (2020): 22—29. (In Russian). https://doi.org/10.24923/2222-243X.2020-36.4
3. Maltseva A. A., Veselov I. N., Klyushnikova E. V. “Partnership Relations between Universities and Small Innovative Enterprises: Co-Marketing Analysis”. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = Journal University Management: Practice and Analysis 5 (105) (2016): 72—79. (In Russian).
4. Mashyanova Ye. Ye. “Integration of Universities into the Innovation System of Regions”. Uchenyye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Ekonomika i upravleniye 8.1 (2022): 76—83. (In Russian).
5. Nikitskaya E. F. “The Role of Universities in the System Integration of Innovation Development of Russia”. Fundamental’nyye issledovaniya = Fundamental Research 9-12 (2014): 2745—2750. (In Russian).
6. Ponomareva O. N. “Models of Universities That Ensure the Development of Innovation Activities”. Ekonomicheskiye issledovaniya i razrabotki 7 (2020): 70—79. (In Russian).
7. Serebrennikov S. S., Ivanova N. M., Orlov M. A. “The Role of Universities in the Innovative Development of Russian Business”. Ekonomicheskiye issledovaniya i razrabotki = Russian Journal of Innovation Economics 13.1 (2023): 439—452. (In Russian). https://doi.org/10.18334/vinec.13.1.117032
8. “Successful Experience of Interaction between Universities and Business Should Be Replicated and Disseminated”. Editorial. Akkreditatsiya v obrazovanii = Accreditation in Education 7 (51) (2011): 22—24. (In Russian).