employee
Novoye Devyatkino, St. Petersburg, Russian Federation
UDC 316.72
UDC 32.019.5
UDC 331
Review of the 23rd International Likhachev Scientific Readings (held on May 22 to 23, 2925, at the Saint-Petersburg University of the Humanities and Social Sciences) reveals fundamental humanitarian issues of modernity: preservation of traditional cultural values, challenges of “new ethics”, importance of education, law and international dialogue in shaping the world system of future civilization. The main features of the reports of the plenary session, panel discussion and six thematic sections covering key aspects of the contemporary humanitarian agenda, from philosophy of culture to economic and legal transformations in a multi-polar world, are given. In the knowledge system of the conference, the foundation of the value system of culture and the associated ideas opposing to worldview of Western civilization are highlighted. It has been proved that it is expedient to strengthen the role of humanitarian and democratic values in modeling the world system. Key attention is paid to the legal content of the geopolitical model of Greater Eurasia, the axiological value of law as a regulatory subsystem of culture. The tasks of understanding the cultural and legal identity of the countries and the future of Russia as a mediator and custodian of humanistic tradition have been identified. A brief description of the forms of scientific thought of representatives of Russia and other countries in the political, legal, religious and economic spheres testifies to open and constructive inter-civilizational dialogue. Attention is paid to transformation of international relations, regional Russian politics, BRICS ideology, professional socialization of a personality. The importance of the conference for creating a scientific basis, shaping the future human being through national values, spiritual succession and education has been demonstrated.
world system, culture, politics, law, ideology, national values, Greater Eurasia, BRICS, humanism, polycentrism, multipolar world, education, personality socialization, international dialogue, conference, Likhachev
Art. ID: m07s02a20
Введение. Цель Лихачевских чтений — 2025
В Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов 22—23 мая 2025 г. прошли XXIII Международные Лихачевские научные чтения, в продолжение доброй традиции не только в научной жизни Северной столицы, но и жизни всего российского научного сообщества. Названные в честь выдающегося русского ученого, интеллектуала и гуманиста Дмитрия Сергеевича Лихачева, Чтения традиционно посвящены наиболее актуальным проблемам цивилизационного развития и межкультурного диалога в области гуманитарных наук, — диалога ученых, студентов, учащихся старших классов, а также общественных, политических, культурных и религиозных деятелей как из Российской Федерации, так и других стран мира[1].
Центром рассмотрения стала трансформация мировой системы в условиях роста конфликтогенности и рискогенности мировых политических, культурно-мировоззренческих и социально-экономических процессов, а также значение БРИКС[2] в глобальном поиске нового политического баланса, экономического развития и конструктивного международного сотрудничества. Цель Лихачевских чтений 2025 г. заключалась в осмыслении сложного и многогранного процесса трансформации современного мира в его синхронной и диахронной перспективах. Участники проанализировали глобальные тенденции развития в контексте политической, экономической и социокультурной ситуации, обсудили новые подходы к повышению предсказуемости и управляемости глобальных и локальных процессов, используя концепцию многополярности.
На пленарном заседании путем живого обмена мнениями (что способствовало глубокому анализу) рассмотрены вопросы о роли гуманитарных наук в современном обществе, а также о значении культурной памяти и культурном самоопределении России в современном внешнеполитическом контексте[3]. В структуре Международных Лихачевских чтений в 2025 г., помимо пленарного и секционных заседаний, также панельная дискуссия на тему «Диалектика всеобщего и уникального в судьбе России (Какой зарубежный опыт нам нужен)». В исследованиях участников Чтений, в числе которых — М. В. Захарова, Е. Г. Драпеко, К. Ф. Затулин, А. К. Исаев, М. С. Гусман, Д. О. Бабич, А. Д. Некипелов, А. Г. Лисицын-Светланов, М. В. Шмаков и А. В. Яковенко, особый акцент сделан на междисциплинарности, что позволило объединить разные области знаний.
Проект «Большая Евразия»: аксиологические, экономические и правовые аспекты полицентричности
Пять тематических секций в программе Лихачевских научных чтений направлены на максимально полное раскрытие ценностно-мировоззренческого, экономического и правового содержания геополитического проекта «Большая Евразия».
Вопросы взаимодействия и противостояния униполярной и многополярной моделей мирового порядка рассмотрены в тематическом блоке «Трансформации мира: проблемы и перспективы» (секция 1). Сформировано общее мнение: глубокое профессиональное обсуждение перехода от однополярной парадигмы к полицентричной модели, а также анализ интеграционных и дезинтеграционных процессов и межэтнических взаимодействий способствуют формированию адекватных теоретических конструкций, необходимых для прогноза и регулирования международных и межнациональных отношений.
В тематике «Традиционные ценности и будущее культуры» (секция 2) прослеживалось стремление найти предельные мировоззренческие и философские основания ценностной системы культуры. Рассмотрены такие научные проблемы, как: правовой и мировоззренческий статус традиционных ценностей и норм; соотношение единичного и общего, индивидуального и коллективного; ценности РФ как отражение национальной культуры; культура как пространство жизни и целеполагания; возможность межкультурного обмена ценностями; ценности и историчность сознания; права человека и общественные ценности; поиск баланса между культурой и технократической цивилизацией в современном мире; позитивный образ будущего как ценность современного общества; универсальность ценностей и национальная специфика; ценности как основание национальной идентичности; культурологическая футурология и возможности конструирования будущего.
В качестве основания ценностной системы культуры принята философская концепция И. Канта о вечном мире. По мнению Ю. Д. Гранина, трактат И. Канта «К вечному миру» (Кант, 1994) в идейно-политическом отношении «был шагом вперед по сравнению с его предшественниками» (работами У. Пенна и аббата де Сен-Пьера). Но «если проекты Уильяма Пенна и де Сен-Пьера оказались в значительной степени воплощены в жизнь (Лига Наций, ООН и Европейский Союз), то проект Канта ожидала иная судьба. За исключением, пожалуй, статьи 2-й и требования “всеобщего гостеприимства”, ни одна из статей Договора “К вечному миру” так и не была реализована»[4].
Оригинальный подход к экологии этноса обусловлен обращением к буддийской философии. Идея взаимозависимости человека и природы, выраженная в буддийском учении более двух тысяч лет назад, лежит и в основе современной экологической этики. В. Н. Бадмаев провел нетривиальные параллели между буддийским принципом ахимсы (непричинения вреда) и современной экологической повесткой. Исследователь подчеркнул, что в философии буддизма все живые существа находятся во взаимозависимости и моральной ответственности, и потому во взаимоотношениях между человеком и природой недопустимы принципы «господства» и «обладания», которые преобладают в мировоззрении западной цивилизации[5].
Участники секции пришли к выводу, что сегодня единственной реальной альтернативой западной модели мироустройства представляется проект «Большой Евразии», который является убедительным и значимым для огромного географического, социального и культурного пространства и выступает адекватным ответом на острейшие проблемы и вызовы времени.
Вопросы экономики в условиях перехода к новому технологическому укладу — применения нанотехнологий, генной инженерии, создания новых материалов с особо ценными свойствами — рассмотрены в тематическом блоке «Экономика нового многополярного мира» (секция 3). В ходе обсуждения изменений в геополитике и международных отношениях (как рушатся оставшиеся еще в мире диктаторские и автократические режимы, открывая путь демократическим преобразованиям) фокус внимания докладчиков был направлен как на проблемы мировой экономики, так и на вопросы регионального сотрудничества Российской Федерации с соседними государствами. Раскрыты проблемы и перспективы российско-белорусских экономических отношений. По мнению Д. В. Мухи, в предстоящем периоде «Союзное государство в качестве локомотива евразийской интеграции должна достигнуть следующих значимых результатов: согласованная структурная макроэкономическая политика, единая промышленная политика, общий финансовый рынок, согласованная налоговая политика, объединенные энергетические рынки и транспортной системы, общее информационное пространство, обеспечение продовольственной безопасности двух стран»[6].
Сделан общий вывод, что преобладающие в современном мире идеологические, политические и моральные установки во многом исчерпали себя. Человечество приближается к рубежу масштабных трансформаций — как в глобальном устройстве, так и в национальных контекстах. Это содействует росту спроса на новые модели государственного, экономического и международного устройства, способные ответить на вызовы «макросдвига». Эти модели должны предусматривать не только совершенствование рыночных и управленческих механизмов, но и усиление роли гуманитарных и демократических ценностей, жизнь по принципам, сформированным стремлением к миру, социальной справедливости и гармонии. Подобные принципы лежат в основе идеологии БРИКС, в центре которой — человек, его знания, здоровье, культура и нравственно-духовное состояние. В этом контексте ключевым направлением развития становится инвестирование в человеческий капитал.
Правовое содержание геополитического проекта «Большая Евразия» раскрыто в исследовании таких научных вопросов, как правовые механизмы утверждения многополярного мира, отношения между правом и идеологией, правовые формы глобализации и деглобализации, метаморфозы равенства и справедливости в новых проектах глобального управления, фрагментация международного права, эволюция организаций межгосударственного сотрудничества (ШОС, БРИКС) и феномен «мягкого права», правовые тенденции и заимствования в развитии правовых систем, а также практика современного межгосударственного сотрудничества в правовом аспекте. В системе знаний тематического блока «Право либо “правила” нового многополярного мира» (секция 4) — ценностное значение права, которое играет не менее важную роль, чем его функция упорядочивания общественной жизни. По мнению А. И. Клименко, право, учреждая порядок, может быть инструментом изменения (совершенствования) общества[7]. Раскрывая эту мысль, ученый подчеркнул, что от участников правоотношений требуется не просто определенность и предсказуемость социально значимого поведения (тогда достаточно было бы правил), а еще и «правильность» этого поведения — как сообразность поведения с определенной ценностью, разделяемой в конкретном политически организованном обществе.
В противопоставление роли ценностной категории права, характеризующей его как систему, отмечена проблема фрагментации международного правопорядка, в результате которой целостная система международного права и институтов постепенно теряет свою универсальность, распадаясь на конкурирующие правила и способы их толкования, продиктованные геополитическими соображениями. Приводя такие аргументы, В. Л. Энтин сделал вывод, что принципы равенства государств и универсальность норм международного права становятся юридической фикцией, а это потенциально может привести к хаосу в сфере международных отношений[8].
Несмотря на широкое разнообразие представленных правовых аспектов полицентричности, ученых объединяло стремление всесторонне проанализировать взаимосвязь глобальных процессов и развития национальных правовых систем, а также уточнить современную междисциплинарную трактовку права как важнейшей регуляционной подсистемы культуры, включающей как международный, так и национальный компоненты. Аспект соотношения национального и международного правового мышления, международных норм и национальных правовых культур, как отметили многие участники, представляется наиболее сложным и вместе с тем перспективным для теоретического и практического осмысления. Современная глобальная реальность объединяет страны и народы, находящиеся на различных стадиях социокультурного, правового и научно-технологического развития. Глобализация способствует их сближению, активизируя диалог между различными правовыми культурами и цивилизациями. Однако наряду с этим усиливаются межэтнические и межконфессиональные противоречия, порождающие международную напряженность и потенциальные конфликты. Как весьма точно отметил В. Л. Энтин, многополярность «означает переход ко все более сложному, менее предсказуемому миру, где конфликты будут множиться, а поиск их решения затягиваться»[9]. В таких условиях перед государствами встает задача переосмысления национальной идентичности и выбора нового вектора политико-правового развития, сочетающего приверженность универсальным ценностям международного права с сохранением собственной культурно-правовой самобытности. Поэтому особый акцент в системе знаний конференции сделан на вопросах национальной идентичности и национальной картины мира в ситуации глобальных вызовов, а также на роли БРИКС в решении актуальных задач развития диалога культур.
Фундаментальные направления исследования современных цивилизационных трансформаций
Заслуживает внимания оригинальный, неоспоримый в научной новизне анализ перехода к справедливому мироустройству на базе объединения БРИКС+, с учетом преодоления глобального межцивилизационного кризиса и обеспечения устойчивого развития человечества во второй четверти XXI в., — в докладе А. А. Акаева. Особое внимание Акаев уделил проблемам и перспективам глобальной трансформации, обусловленной торговой войной США, развязанной администрацией Президента США Д. Трампа, и результату этой войны — поединку между двумя крупнейшими экономиками мира: Китая и США. По мнению докладчика, в краткосрочном периоде высокие пошлины США «посеют» хаос в мировой торговле, приведут к замедлению и нестабильности мировую экономику, а экономики большинства стран — к стагфляции, опасной негативными последствиями среднесрочной длительности. При этом в долгосрочной перспективе тарифная политика Д. Трампа будет способствовать ускорению процессов развития и расширения БРИКС+, а также усилению его геополитической роли в мире. Уже в среднесрочной перспективе БРИКС+ станет локомотивом мировой экономики и обеспечит долгосрочное устойчивое мировое развитие[10].
В отношении социокультурного и политического развития стран представляет интерес вариативность позиций исламских теоретиков. А. М. Васильевым сделан анализ процесса реисламизации, охватившего сегодня как страны «традиционного ислама» — от Марокко до Пакистана и Индонезии, — так и регионы «нового ислама», в частности север Нигерии[11].
В области исследования культурно-мировоззренческих процессов в трансформации мировой системы представлен подход, который рассматривает ценности как философскую проблему. В докладе А. А. Гусейнова акцент сделан на этическом и духовном значении ценностей[12]. Прозвучала мысль о том, что ценности нельзя измерить деньгами. В докладе В. А. Лекторского рассмотрена аксиологическая проблематика[13] в контексте цифровой эпохи и активного внедрения искусственного интеллекта в различные сферы социального бытия.
В правовом измерении глобальных трансформаций современности доказано, что целесообразнее начинать сложный процесс модернизации международного права с формирования и реорганизации региональных структур, поскольку БРИКС по своим географическим характеристикам и по разнообразию правовых систем государств-участников не подобна другим региональным организациям. А. Г. Лисицын-Светланов привел следующие аргументы: страны-участники представляют разные правовые системы не только по признаку исторически сложившихся правовых институтов, но и в силу присущих им цивилизационных различий, преодоление которых требует длительной и кропотливой работы[14].
Политический аспект трансформации мировой системы предполагает, что в ближайшем будущем международные отношения должны определяться одновременно конкурирующими и взаимодействующими тенденциями, среди них:
- трансформация США в «мировую фабрику» при сохранении неоколониального статуса стран, поставляющих ресурсы;
- противодействие подобной модели со стороны Глобального Юга и стран БРИКС+ и ШОС;
- смена гонки вооружений на гонку развития, в которой ключевую роль будут играть человеческие ресурсы, включая здравоохранение, образование, науку, культуру и создание комфортной среды обитания[15].
Отдельное внимание А. В. Яковенко уделил прогнозируемому распаду «исторического Запада» и трансформации его институтов, выделил риск ослабления ЕС и перестройки политической карты Европы в русле процессов Большой Евразии. В контексте новых механизмов решения глобальных проблем ученый обозначил тему изменения климата и предложил перераспределенную систему глобального управления, ориентированную на участие регионов[16].
Экономическая трансформация глобального миропорядка, представленная в пленарном докладе А. Д. Некипелова, по сути интегрировала российскую экономическую систему в мировую. Вывод докладчика прозвучал категорично и одновременно убедительно и научно обоснованно: «…Для России альтернативы модернизации экономики и формированию производственной структуры, обеспечивающей высокий уровень ее безопасности при интегрировании в мировое хозяйство, не существует»[17]. Существенно, что в рамках исследования трансформации мировой системы уделено достаточно внимания также сохранению национальных ценностей. На пленарном заседании обозначены не только проблемы общественного характера, но и вопросы личностного развития, в том числе профессиональной социализации личности. В докладе Ж. Т. Тощенко прозвучала мысль о необходимости теоретического обоснования и ведения практико-ориентированной деятельности по созданию единой последовательной системы включения молодых людей в профессиональную социализацию, поскольку вопрос выбора профессии и становления в профессии является важнейшим аспектом баланса общественных и личных интересов[18].
Роль образования в формировании ценностной системы культуры
Именно сфера образования и воспитания является базовой сферой культуры, из которой вырастают и право, и экономика, и искусство, и наука, и другие проявления социокультурной онтологии. Все эти сферы создает человек и вкладывает в них те ценности и мировоззренческие установки, которые он усвоил в процессе образования и воспитания. Доклады, представленные на секции «Какого человека будущего будем воспитывать? (Проблемы и перспективы российского образования)», стали важным вкладом в развитие идеи культуроцентристской модели образования, разработанной на базе Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (Запесоцкий, 2011: 358—371). Участники секции сосредоточили внимание на проблемах взаимодействия образовательных систем, целей и ценностей современного высшего образования, роли субкультур в развитии студенческой молодежи, тенденциях образовательной политики, а также на культуроцентристской методологии — как основе сближения национальных образовательных систем в рамках БРИКС. В систему знаний конференции включены также новые формы финансирования образовательных учреждений, методы модернизации и цифровизации образования.
Доказана необходимость детальной проработки задачи повышения грамотности учащихся и педагогов в области применения искусственного интеллекта как неотъемлемой части современной социокультурной реальности [19]. Обновление содержания обучения и воспитания в начальной и средней школе обусловлено пониманием России как самобытного государства-цивилизации с ее евразийскими и европейскими истоками и собственным историческим творчеством, а также новыми социокультурными вызовами современности[20]. Комплексный подход к анализу развития образования — от дошкольного до послевузовского — как целостной системы обозначил широкий круг предметных областей, требующих исследования: современную ситуацию в российском образовании, последствия влияния Болонского процесса на российскую систему образования; факторы снижения качества высшего образования и уровень внедрения новых образовательных технологий и информатизации процесса обучения; актуальность обращения к лучшим наработкам отечественной педагогики в целях построения новых эффективных форм организации деятельности.
Чтобы заинтересовать самых юных исследователей и интегрировать в процесс научного обсуждения наиболее острых и актуальных вопросов современного социально-гуманитарного знания, традиционно в программу Чтений включается Международный форум старшеклассников, посвященный памяти Д. С. Лихачева (секция 6, 17 мая 2025 г.). Форум показал живой интерес молодого поколения к гуманитарным вопросам: школьники из разных регионов России посвятили свои проекты сохранению исторической памяти, региональным культурным традициям, языкам и литературе. Именно здесь особенно остро прозвучал вопрос: каким должен быть Человек будущего? Ответы варьировались, но объединяло их одно — стремление к смыслу, духовности, ответственности за мир вокруг.
Заключение. Лихачевские чтения как диалог культур
XXIII Международные Лихачевские научные чтения вполне обоснованно можно назвать уникальной платформой гуманитарной дипломатии, поскольку здесь встречаются представители разных научных школ, конфессий, государств, поколений и культур, чтобы найти общее — без давления и ультиматумов, — сформировать устойчивые гуманитарные ориентиры в меняющемся мире. Участники Чтений в своих докладах выразили суть БРИКС как международного объединения, представляющего собой один из наиболее заметных примеров формирования полицентричного миропорядка. Экономическое измерение группы определяется значительным совокупным весом в мировой торговле, инвестициях и производстве: страны БРИКС обеспечивают более трети мирового ВВП и выступают важнейшими драйверами роста, особенно в условиях трансформации глобальных цепочек добавленной стоимости. Однако значение БРИКС выходит за рамки чисто экономических показателей (Gladun, 2024; Shahid et al., 2024), это — основа цивилизации будущего, развитой и полицентричной, максимально соответствующей идеям плюрализма и равенства культур. Основания полицентричности здесь проявляются в стремлении к балансу интересов и созданию альтернативных центров влияния, которые способны предложить миру модели сотрудничества, не сводящиеся к унификации культурных и политических традиций. Полицентричность в данном контексте понимается как признание ценностного многообразия, возможность сосуществования разных цивилизационных подходов и поиск согласия на основе диалога, а не доминирования.
Особую роль в этом процессе играет образование. Развивая академические и культурные обмены, формируя совместные научные проекты и университетские сети, БРИКС закладывает интеллектуальные основы будущей цивилизации. Образование выступает связующим звеном между экономикой и ценностной базой (Sasmaz, Yilmaz, 2024): оно формирует критически мыслящее поколение, способное удерживать баланс между национальной идентичностью и глобальной взаимозависимостью. Таким образом, БРИКС можно рассматривать как лабораторию нового типа цивилизационного взаимодействия, где экономическая мощь соединяется с идеей полицентричного и образовательного развития.
[1] Высокий экспертный уровень XXIII Международных Лихачевских научных чтений отражен как в содержании представленных научных докладов (см.: https://www.lihachev.ru/chten/2025/), так и персоналиях членов организационного комитета, выдающихся ученых, руководителей высших учебных учреждений, крупных информационных агентств, политиков, чиновников, юристов, экономистов и деятелей искусства из России, Франции, Беларуси и Киргизии.
[2] «БРИКС». Министерство экономического развития Российской Федерации: сайт. 20.08.2025. <https://economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/mnogostoronnee_ekonomicheskoe_sotrudnichestvo/briks/>; «Пленарное заседание XVII саммита БРИКС». 06.07.2025. Президент России: официальный сайт. 20.08.2025. <http://special.kremlin.ru/events/president/news/77373>.
[3] Пленарное заседание провели: ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов член-корреспондент РАН академик РАО профессор А. С. Запесоцкий, президент РАО профессор О. Ю. Васильева, генеральный директор Государственного Эрмитажа академик РАН профессор М. Б. Пиотровский, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого профессор А. И. Рудской, председатель Федерации независимых профсоюзов России С. И. Черногаев, а также заместитель Генерального секретаря ООН доктор М. А. Моратинос Куйяубе.
[4] Гранин Ю. Д. «Является ли "состояние мира между народами" универсальной ценностью человечества?». Трансформации мира: проблемы и перспективы: XXIII Международные Лихачевские научные чтения (22—23 мая 2025 г.). СПб.: СПбГУП, 2025. Доступно: https://www.lihachev.ru/chten/2025/sec2/Granin-2025/ (дата обращения: 29.07.2025).
[5] Бадмаев В. Н. «Экология этноса и традиционная буддийская культура». Трансформации мира: проблемы и перспективы: XXIII Международные Лихачевские научные чтения (22—23 мая 2025 г.). СПб.: СПбГУП, 2025. Доступно: https://www.lihachev.ru/chten/2025/sec2/Badmaev-2025/ (дата обращения: 29.07.2025).
[6] Муха Д. В. «Экономическое сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках союзного государства в современных геополитических условиях». Трансформации мира: проблемы и перспективы: XXIII Международные Лихачевские научные чтения (22—23 мая 2025 г.). СПб.: СПбГУП, 2025. Доступно: https://www.lihachev.ru/chten/2025/sec3/Mukha-2025/ (дата обращения: 29.07.2025).
[7] Клименко А. И. «Дискуссия о праве и “правилах” в контексте социоаксиологического подхода к праву: общетеоретическое осмысление». Трансформации мира: проблемы и перспективы: XXIII Международные Лихачевские научные чтения (22—23 мая 2025 г.). СПб.: СПбГУП, 2025. Доступно: https://www.lihachev.ru/chten/2025/sec4/Klimenko-2025/ (дата обращения: 29.07.2025).
[8] Энтин В. Л. «Международное право на перепутье». Трансформации мира: проблемы и перспективы: XXIII Международные Лихачевские научные чтения (22—23 мая 2025 г.). СПб.: СПбГУП, 2025. Доступно: https://www.lihachev.ru/chten/2025/sec4/Entin-2025/ (дата обращения: 29.07.2025).
[9] Энтин В. Л. Указ. соч.
[10] Акаев А. А. «Переход к справедливому многополярному мироустройству: проблемы и перспективы, обусловленные тарифной политикой президента Д. Трампа». Трансформации мира: проблемы и перспективы: XXIII Международные Лихачевские научные чтения (22—23 мая 2025 г.). СПб.: СПбГУП, 2025. Доступно: https://www.lihachev.ru/chten/2025/plen/Akaev-2025/ (дата обращения: 29.07.2025).
[11] Васильев А. М. «Ислам в XX — XXI вв.: и кризис и обновление». Трансформации мира: проблемы и перспективы: XXIII Международные Лихачевские научные чтения (22—23 мая 2025 г.). СПб.: СПбГУП, 2025. Доступно: https://www.lihachev.ru/chten/2025/plen/Vasilev-2025/ (дата обращения 29.07.2025).
[12] Гусейнов А. А. «Ценности как философская проблема». Трансформации мира: проблемы и перспективы: XXIII Международные Лихачевские научные чтения (22—23 мая 2025 г.). СПб.: СПбГУП, 2025. Доступно: https://www.lihachev.ru/chten/2025/plen/Guseynov-2025/ (дата обращения: 29.07.2025).
[13] Лекторский В. А. «Ценности как философская проблема». Трансформации мира: проблемы и перспективы: XXIII Международные Лихачевские научные чтения (22—23 мая 2025 г.). СПб.: СПбГУП, 2025. Доступно: https://www.lihachev.ru/chten/2025/plen/Lektorskiy-2025/ (дата обращения: 29.07.2025).
[14] Лисицын-Светланов А. Г. «Трансформация мира: проблемы и перспективы». Трансформации мира: проблемы и перспективы: XXIII Международные Лихачевские научные чтения (22—23 мая 2025 г.). СПб.: СПбГУП, 2025. Доступно: https://www.lihachev.ru/chten/2025/plen/Lisitsyn-svetlanov-2025/ (дата обращения: 29.07.2025).
[15] Яковенко А. В. «Трансформация мира». Трансформации мира: проблемы и перспективы: XXIII Международные Лихачевские научные чтения (22—23 мая 2025 г.). СПб.: СПбГУП, 2025. Доступно: https://www.lihachev.ru/chten/2025/plen/Yakovenko-2025/ (дата обращения: 29.07.2025).
[16] Там же.
[17] Некипелов А. Д. «О макроэкономической стороне политики модернизации в условиях кризиса мирохозяйственного устройства». Трансформации мира: проблемы и перспективы: XXIII Международные Лихачевские научные чтения (22—23 мая 2025 г.). СПб.: СПбГУП, 2025. Доступно: https://www.lihachev.ru/chten/2025/plen/Nekipelov-2025/ (дата обращения: 29.07.2025).
[18] Тощенко Ж. Т. «Профессиональная социализация в структуре культуры: нерешенные проблемы». Трансформации мира: проблемы и перспективы: XXIII Международные Лихачевские научные чтения (22—23 мая 2025 г.). СПб.: СПбГУП, 2025. Доступно: https://www.lihachev.ru/chten/2025/plen/Toshchenko-2025/ (дата обращения: 29.07.2025)
[19] Е. И. Казакова выразила гордость за успехи российского авторского коллектива Альянса в сфере искусственного интеллекта и работу издательства «Просвещение», которые первыми в мире опубликовали школьный учебник по искусственному интеллекту. К 1 сентября 2024 г. в России были подготовлены три учебных пособия по искусственному интеллекту для 5-6, 7-8 и 9-го классов. Данный предмет сегодня активно включается в программы школ в десятках стран, включая США, Китай и ОАЭ. См.: Казакова Е. И. «Проблема подготовки педагога в эпоху искусственного интеллекта». Трансформации мира: проблемы и перспективы: XXIII Международные Лихачевские научные чтения (22—23 мая 2025 г.). СПб.: СПбГУП, 2025. Доступно: https://www.lihachev.ru/chten/2025/sec5/Kazakova-2025/ (дата обращения: 29.07.2025).
[20] Мосолова Л. М. «Проблема детского культурознания в современном образовании России: критические заметки и поиски решения». Трансформации мира: проблемы и перспективы: XXIII Международные Лихачевские научные чтения (22—23 мая 2025 г.). СПб.: СПбГУП, 2025. Доступно: https://www.lihachev.ru/chten/2025/sec5/Mosolova-2025/ (дата обращения: 29.07.2025).
1. Zapesotskiy A. S. Philosophy and Sociology of Culture. St. Petersbbrg: S.-Peterb. izd.-knigotorg. firma “Nauka”, 2011. 815 p. (In Russian).
2. Kant I. Perpetual Peace and Other Essays. Transl. with introd. by T. Humphrey. Indianapolis: Hackett Publ. Co., 1983. 160 p. Hackett Classics.
3. Gladun E. “National and Ethnic Identity in the Constitutions of the BRICS Countries”. BRICS Law Journal 11.4 (2024): 21—33. https://doi.org/10.21684/2412-2343-2024-11-4-21-33. EDN: https://elibrary.ru/OFVCAK.
4. Shahid A., Zhou X., Syed T. H. “The Hidden Drivers of Human Development: Assessing its role in Shaping BRICS-T’s Economics Complexity, and Bioenergy Transition”. Renewable Energy 221 (2024): 119624. https://doi.org/10.1016/j.renene.2023.119624
5. Sasmaz M. U., Yilmaz B. “Education and Human Development in the BRICS Countries: An Asymmetric Panel Causality Analysis”. Socio-Economic Implications of Global Educational Inequalities. Eds Gamze Sart et al. Hershey, PA: IGI Global Sci. Publ., 2024. 171—183. https://doi.org/10.4018/979-8-3693-0693-2.ch009